Политтехнолог Юлия Милешкина – о скандальной отставке главы Нюксенского района Вологодской области.Прогремела во всех федеральных СМИ история о том, как дочка Главы Нюксенского района Вологодской области Шевцовой Юлии Павловны, хвастаясь положением матери, угрожала отправить чувака, чем-то ее расстроившего, на СВО.
Насколько
ответ губернатора региона соизмерим с деянием, и отвечает ли мать за совершеннолетнюю дочь?
С Юлией Павловной я знакома давно – то ли с 2013, то ли с 2016 года. Я ее помню юристом администрации Великоустюгского района. Всегда вежлива, корректна, хорошо выглядит, в центре внимания. Потом она стала начальником юридического блока, или как там в администрации называется – заместителем главы. Мне трудно оценивать профессионализм, т.к. если говорить про работу по выборам, мы всегда сильно требуем с местных администраций, поэтому с ней было разное. Одно, наверное, не отнять, она всегда стремилась помочь, выполнить поставленную задачу.
Волна перемен в 2023-2024 годах вынесла Юлию Павловну в главы Нюксенского района. И тут многие сошлось, что, наверно, не должно было сойтись.
Прямые выборы глав районов канули в лету, пошла мода на ротации чиновников между районами и даже регионами. Должность главы стала, скорее, итогом аппаратной борьбы, нежели итогом решения населения. В этом и кроется заложенная мина замедленного действия, сбой системы, который мы и наблюдали. И вот почему.
Сейчас модно говорить, что выборы – это трата денег, что это пустое. Но кроме существенных финансовых затрат, выборы – это мандат доверия главе района, региона, страны. Мандат доверия со стороны народа, который аппаратно усиливает любого чиновника. Пройти через выборы и переговорить с каждым, могут далеко не все. Именно поэтому при прямых выборах все ж ищется наиболее уважаемый человек в районе, за которым стоят элиты и жители района, тогда глава устойчив.
В семье многое может случится – дети, жены, бывшие жены, многочисленные родственники ведут себя ну очень по-разному. Люди у нас жалостливые, понимающие. Как говорится, с каждым бывает. И в целом медийно- и репутационно можно отыграть любой скандал и его сгладить. Одно «но» – у тебя на твоей территории есть твоя команда, люди на земле, которые за тебя, потому что ты больше «их», и другого им не надо.
Чужие люди, которые в тебе не заинтересованы, действуют по принципу «падающего подтолкни» (Ф. Ницше).
Собственно, это и произошло в Нюксенице. Де факто рекомендованная глава Нюксенского района (де-юре избранная депутатами), пришедшая с соседней территории, попала в очень некрасивую историю из-за совершеннолетней дочери. Вместо того, чтоб выразить главе Шевцовой поддержку всем районом в комментариях, все начинают реплицировать видео.
Под видео появляются комментарии вроде как самой Юлии Павловны (она утверждает, что это фейки), в стиле «сами дураки, с кем не бывает», что еще больше заводит общественность.
И кстати, неважно, писала ли она это сама, или это фейки. Шевцова за сутки стремительно теряет аппаратный вес на территории, который был обусловлен кредитом доверия губернатора.
Перед главой региона встает непростой выбор: поддаться на давление общественности или сохранить руководителя района. Скандал набрал федеральные обороты, его не остановить. Выходит пост Филимонова с манифестом
«Участие в СВО – честь и привилегия, а не наказание». Глава Нюксенского района отправляется в отставку.
Она уже история для района и Вологодской области. А также крутой репутационный кейс о том, что кредит доверия населения и губернатора надо отрабатывать и завоевывать каждый день.
А для нас политтехнологов это кейс о том, как отсутствие прямых выборов глав территории, снижает в разы их аппаратную устойчивость.
Печать