Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - об итогах первого тура президентских выборов в Румынии.Румынский журналист Кристиан Тудор Попеску разместил в день выборов 4 мая странное, на первый взгляд, сообщение: «Европейская Румыния сопротивляется: очкастая гадюка ударилась мордой о стену». Дело в том, что до конца голосования запрещено публиковать результаты «экзит-пулов», но никто не может запретить иносказаний. Для проевропейски настроенных румынских элит «очкастой гадюкой» (по аналогии с очковой змеей, которая, впрочем, является не гадюкой, а коброй) был экс-премьер Виктор Понта, претендовавший на выход во второй тур. Журналист давал понять, что этого ему не удалось – и, действительно, он занял лишь четвертое место.
Результат Понты стал одной из интриг выборов. Если бы он вышел во второй тур, то проевропейские силы оказались бы в драматичной ситуации. Первое место все опросы отдавали Джордже Симеону, лидеру праворадикальной партии «Альянс за союз румын». Симеон в ходе кампании сделал все, чтобы отождествить себя с Кэлином Джорджеску – своим бывшим соратником, который неожиданно для всех в прошлом году выиграл первый тур президентских выборов и имел все шансы победить во втором.
Результаты выборов тогда отменил Конституционный суд, к новой избирательной кампании Джорджеску не допустили, но протестные настроения никуда не ушли – многие избиратели считают все эти события заговором элит против народного трибуна. В результате Симеон получил значительно больше, чем прогнозировали опросы и «экзит-пулы» - около 41%, став безусловным лидером первого тура.
Поэтому ключевым был вопрос о сопернике Симеона во втором туре. Если бы им стал Понта, то во второй тур вышли бы два политика, подчеркивающих свои симпатии к Дональду Трампу и свой евроскептицизм (или как сейчас чаще говорят, «суверенизм»). Причем если Симеон всю свою политическую карьеру придерживался праворадикальных взглядов, то Понта долгое время был системным политиком, лидером социал-демократов, премьер-министром. Но пожар в ночном клубе в Бухаресте привел к его отставке, затем его лишили докторской степени за плагиат, с именем Понты были связаны коррупционные скандалы (суд его оправдал, но осадок остался), он был исключен из Социал-демократической партии. И вот теперь он вернулся в политику, но уже как «суверенист». Голосовать за такого кандидата проевропейскому электорату было бы крайне дискомфортно – и это повышало шансы Симеона.
Борьба за выход во второй тур до самого конца шла между мэром Бухареста Никушором Даном и кандидатом от правящей коалиции национал-либералом Крином Антонеску. Когда подсчитали столичные голоса, выяснилось, что во второй тур вышел Дан, получивший почти 21%. У Антонеску 20%. Правящая коалиция, состоящая из социал-демократов, национал-либералов и венгерской партии, уже выясняет вопрос, кто виноват. Многие провинциальные избиратели социал-демократов проголосовали за Понту, получившего 13%. А активность венгерских избирателей была недостаточной.
Таким образом Дан отстал от Симеона почти в два раза, но опросы показывают, что он может победить во втором туре. Голоса Антонеску почти гарантированно переходят к нему. Равно как и маленький электорат его бывшей сторонницы Елены Ласкони (2,6%), вышедшей во второй тур в прошлом году вместе с Джорджеску и сейчас отказавшейся сниматься с выборов в пользу более перспективного Дана.
Но решающую роль будет играть позиция довольно многочисленного электората Понты. И возникает вопрос, поддержат ли Дана, либерала и профессора математики с парижской докторской степенью, румынские крестьяне и жители небольших городов, которые далеки от столичных интеллигентов. Или же эти избирателя склонятся на сторону Симеона как антиэлитного политика. Именно за симпатии этих избирателей развернется основная борьба в межтуровый период.
Печать