Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев - об отношениях партий и профсоюзов.В прошлом году на внеочередном съезде Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Путин запустил реформу профсоюзов.
Усилить контроль над организацией, не допускать коррупционных скандалов с профсоюзной собственностью, профсоюзы как элемент общей стабильности, курс на социальное партнерство — доминанты данной реформы.
Новому руководителю ФНПР Сергею Черногаеву президент дал понять, что тот должен выстроить работу в русле общей стратегии развития страны. ФНПР остается надежным союзником «партии власти».
Для ЕР с точки зрения партийно-политической мобилизации сотрудничество с ФНПР определенно несет бонусы.
А вот левым партиям, которые во всем мире являются партнерами профсоюзного движения, у нас тяжело. Ведь независимых профсоюзов, готовых идти на обострение, действительно отстаивающих права работников, в стране мало.
В случае нарушения трудовых прав в официальные профсоюзы почти никто не обращается. Популярностью у населения они не пользуются. Что подтверждают опросы. Но перехватить повестку некому. Те, кто готов идти на конфликты с работодателями, воспринимаются несистемным элементом. Судьба их незавидна.
Несколько лет назад ВЦИОМ проводил исследование. 82% респондентов заявили, что профсоюзы не имеют влияния. Большинство считает их формальными организациями. Только 2% респондентов готовы были в них обратитьсяв случае трудовых конфликтов. Вряд ли с тех пор что-то существенно изменилось.
Левые партии теоретически могли бы, как это им и положено, стать опорой независимых отраслевых профсоюзов. Независимые профсоюзы теоретически могли бы получить политическое представительство. Но это больше благое пожелание, нежели реальность. Практика без теории ценнее, чем теория без практики!
Впрочем, тенденция снижения популярности профсоюзов носит глобальный характер.
Всё лучшее у профсоюзов в прошлом.
Печать