Доктор исторических наук, директор Центра канадских исследований СПбГУ Юрий Акимов – о первых результатах выборов в Канаде.По предварительным данным, на досрочных парламентских выборах в Канаде победу одержала Либеральная партия. Консерваторы становятся партией официальной оппозиции. Ещё один, достаточно интересный момент заключается в том, что так называемые «третьи» партии выступили не очень хорошо. На третье место выходит Квебекский блок. Неудачно выступила Новая Демократическая партия. У Зеленых, как и прежде, будет одно-два места в парламенте.
Такие результаты ожидаемы, учитывая обстановку последнего времени. Марк Карни, который пришел на смену Джастину Трюдо, – тот человек, который оказался сейчас «ко двору», он реально нужен стране. В глазах значительного числа канадцев Карни выглядит, как человек, который может решить проблемы, стоящие перед страной.
Канада очень устала от эксцентричного Джастина Трюдо, который оказался бледной тенью своего выдающегося отца Пьера Трюдо. У старшего Трюдо было глубокое понимание проблем мировой и внутренней политики, стремление сделать этот мир лучше. Он внес большой вклад в эпоху разрядки, в глобальную стабильность. А у сына эксцентрика была ради эксцентрики, ничего серьезного и существенного он предложить не смог. Итог закономерен – Марк Карни представляет собой хорошую альтернативу Джастину Трюдо.
Либеральная партия Канады — достаточно «зонтичная» структура, которая занимает гибкую центристскую позицию. Есть и левое, и правое крыло. В этом определенный залог ее устойчивости. Несмотря на то, что Марк Карни достаточно возрастной политик, он — человек со стороны. И в этом также его большая сила. Он пришел из делового мира, из бизнеса. В свое время именно благодаря Марку Карни Канада смогла с очень небольшими потерями пройти кризис 2008-2009 годов. Карни часто подчеркивает, что он новичок в политике, что не связан с предшествующим правительством и скандалами последних лет.
В своей победной речи Карни сделал упор на нескольких моментах. Прежде всего, упомянул о том, что он новый человек. Очень уважительно не единожды высказывался о своих оппонентах. Говорил о понимании тех избирателей, кто голосовал за других кандидатов. Постоянно подчеркивал, что он будет лидером для всех канадцев, и что все партии будут действовать вместе с ним в парламенте. Также он в своей речи заявил, что закончилась целая эпоха в канадской истории. Эпоха, связанная с особыми отношениями с США. Он призвал открыть новую эпоху. Выстраивать для канадцев более автономную экономику, устанавливать новые связи, создавать новые карьерные траектории.
Почему консерваторы не одержали победу? Я бы отметил несколько причин. Первая заключается в том, что лидер консервативной партии (Пьер Пуальевр) человек, в чем-то напоминающий Джастина Трюдо. И пока Марк Карни позиционировал себя как прагматика, Пьер Пуальевр позиционировал себя как политика. Это большая разница в сложной сегодняшней ситуации. И канадцы предпочли прагматика.
Вторая причина – против Пуальевра явно сыграли сравнения с Трампом. Его порой называли «канадский Трамп». Это, конечно, не так, но это отпечаталось в массовом сознании и оказало негативное воздействие на избирателей.
Третий момент – за консерваторов традиционно голосует запад страны. Более густонаселенный восток отдает предпочтение Либеральной партии.
Почему остальные партии получили малое количество мест? Здесь сказывается специфика канадской избирательной системы. Заключается она в том, что цель той или иной политической силы выиграть как можно больше одномандатных избирательных округов, где избиратели голосуют именно за отдельных кандидатов, а не за партию в целом. В этом смысле система не очень справедливая, потому что голоса в этих одномандатных округах, отданные за других кандидатов, которые занимают третье, четвертое место, никуда не идут и не учитываются в результате.
Если посмотреть на размещённые сейчас данные, то видно, что Новая Демократическая партия Канады и Квебекский блок в процентном отношении набрали примерно равное количество голосов. Но парадокс заключается в том, что электорат Квебекского блока сосредоточен в провинции Квебек. И, по предварительным данным, они получают 23 места в парламенте. А электорат Новой Демократической партии «размазан» тонким слоем по всей Канаде и пока эта партия получает 7 мест, что является для них плохим результатом.
Народная партия Канады, по предварительным данным, мест в парламенте не получает. Интересна эта партия тем, что она является канадским вариантом создания правой популистской партии, аналогом правопопулистских партий Западной Европы. Но выступила она плохо.
Многие предвыборные платформы партий были достаточно схожи. Все говорили о необходимости защищать национальны суверенитет. О противостоянии политике, которую пытается проводить в отношении Канады администрация Трампа. Все много говорили об укреплении обороны.
Однако надо подчеркнуть, что для всей канадской политики всегда были, есть и будут первостепенными отношения с Соединенными Штатами. Они касаются и экономики, и совместной обороны североамериканского континента. И если раньше все шло по накатанной, отношения колебались от хороших до очень хороших, то сейчас будет некоторое переформатирование этих отношений. Но плохими они все равно не будут. Надо также иметь в виду, что для Канады Соединенные Штаты некий значимый другой, по отношению, к которому Канада выстраивает свою идентичность. Канадец это тот, кто живет в Северной Америке, но американцем не является.
Что касается отношений с другими странами, то, на мой взгляд, здесь всегда будет присутствовать фактор Соединенных Штатов. Вместе с тем не нужно исключать стремления Канады углублять экономические контакты со странами Западной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии».
Печать