Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о политическом кризисе в Южной Корее.В Южной Корее завершается один из наиболее серьезных кризисов последних десятилетий, вызванный решением экс-президента Юн Сок Ёля ввести военное положение и распустить оппозиционный парламент с помощью армии.
Принципиальная позиция суда4 апреля импичмент Юна был единогласно утвержден всеми 8 судьями Конституционного суда, что стало 2-м подобным случаем в истории после дела Пак Кын Хе в 2017 году.
Теперь лишенный иммунитета Юн вместе со своими соратниками предстанет перед судом по ряду обвинений в рамках дела о покушении на государственный переворот.
Примечательно, что за время слушания дела Юна суд также выступил арбитром по делу об импичменте и.о. президента Хан Док Су, которого восстановил в должности 29 марта вопреки решению парламента от 27 декабря 2024 года.
Хотя формально решение суда вывело страну из длившегося 5 месяцев тупика, кризис обнажил уязвимость ключевых политических институтов страны и дал старт дискуссии о необходимости их трансформации.
Новая кампанияТеперь и.о. президента Хан Док Су предстоит утвердить дату досрочных выборов, которые должны пройти в течение 60 дней после утверждения импичмента. По просочившейся в СМИ информации, власти намерены назначить голосование на 3 июня.
Несмотря на широкий спектр политических сил, борьба традиционно развернется между поляризованными либералами и консерваторами.
Согласно опросам, фаворитом гонки является Ли Чжэ Мён — глава Демократической партии (ДП), с минимальным отрывом проигравший Юну в 2022 году, но сумевший привести ДП к победе на парламентских выборах в апреле 2024 года.
При этом Ли является подозреваемым по ряду уголовных дел, в т.ч. обвинению в получении взяток от застройщиков на посту мэра Соннама и даче взятки руководству КНДР для проведения Саммита двух Корей.
Наиболее вероятным кандидатом от консерваторов является Хан Дон Хун — экс-прокурор и экс-глава правящей Партии народной силы (ПНС), открыто выступивший против Юна 6 декабря 2024 года — он популярен среди умеренных избирателей, но не устраивает ядерный электорат.
Также кандидатами от ПНС могут стать:
О Се Хун — мэр-долгожитель Сеула, выдвигается под лозунгом "KOGA" (корейский аналог MAGA) и выступает за получение Южной Кореей ядерного оружия;
Ким Мун Су — 73-летний Министр труда и занятости;
Хон Чжун Пхё — мэр Тэгу, личный соперник Хан Дон Хуна и Юн Сок Ёля;
Ким Дон Ён — губернатор Кёнгидо.
Поправки в КонституциюТакже 6 апреля спикер парламента У Вон Шик (ДП) призвал одновременно с выборами провести референдум о поправках в Конституцию, которые положили бы конец действующей "императорской модели" президентства, заменив один 5-летний срок двумя 4-летними, передавая при этом часть полномочий парламенту.
Согласно Gallup Korea, 54% респондентов — и даже заметная часть ПНС — поддерживают реформу, признавая, что концентрация власти в руках президента все чаще заканчивается периодами политической нестабильности.
Торговая война без верховного главнокомандующегоПодготовка к выборам и возможному референдуму проходит на фоне объявленной Дональдом Трампом всему миру торговой войны и введенных 25% пошлин на южнокорейский импорт в нарушение действующего между странами соглашения о свободной торговле.
В этой связи 4 апреля власти страны приняли пакет мер по стабилизации экономики стоимостью $68 млрд, а 9 апреля Министр торговли Чон Ин Гё вылетает в Вашингтон на переговоры с торгпредом США Джеймисоном Гриром, что станет уже 5-м визитом высокого уровня в США с возвращения Трампа в Белый дом.
Тем временем сам Трамп демонстративно отказался контактировать с временным руководством Южной Кореи и 5 апреля встретился с главой Hyundai Ыйсун Чоном, который публично заявил о планах компании открыть в США производственные линии стоимостью $21 млрд.
Очевидно, что следующему лидеру Южной Кореи придется не только решать внутренние проблемы, но и столкнуться с вызовом со стороны стратегического союзника, согласиться с которым порой опаснее, чем отказать.
Печать