Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о назначении Кита Келлога спецпредставителем президента США по Украине и его «мирном плане».Итак, на прошлой неделе интрига вокруг «мирного плана Трампа» по Украине начала потихоньку умирать. Во-первых, потому что удары Atacms и Storm Shadow по России – прямо скажем, не лучший фон для реализации любых мирных инициатив. И при этом не важно, кто из западных ораторов – политиков и экспертов – эти инициативы озвучивает.
Во-вторых, потому что вдруг выяснилось очевидное: лично у самого Трампа нет никакого детально проработанного плана по урегулированию украинского конфликта. Есть противоречащие друг другу наработки, рекомендации и эскизы советников, политтехнологов и прочих «стратегов» Республиканской партии, а также многочисленные «вредные советы» тех, кого не спрашивают (наподобие Майка Помпео). Собственно говоря, именно по этой причине Трамп (который после своей победы «сыпал» кадровыми решениями как из рога изобилия) так долго тянул резину со спецпредставителем по Украине, пока не остановил свой выбор на Ките Келлоге и его «мире через силу».
Да, Келлог – далеко не худший вариант для России (и для Украины тоже). По крайней мере, это кадровое решение означает, что Трамп (пока) не поддался на провокации собственных оголтелых «ястребов» и (опять же, пока) склоняется к концепции Келлога. Но это же очень наглядно свидетельствует и о том, что у Трампа нет четкой, выверенной стратегии по украинскому вопросу. А значит, show must go on… И никакой «один звонок Путину» или «ультиматум Украине» не станет тем волшебным эликсиром, который автоматически приведет к деэскалации. К сожалению для нас, кровопролитие на Украине будет продолжаться. Как минимум, еще несколько месяцев. Но это как минимум.
Теперь несколько слов о самом спецпредставителе: Келлог – человек военный и ветеран многих военных кампаний, от вьетнамской до иракской. Так что если вы захотите найти в американском политическом словаре имя собственное, которое являлось бы синонимом слова «война», то взгляните на это имя – Кит Келлог. И поэтому его «мир через силу» предполагает, что вначале будет сила, а много позже, если повезет, для некоторых геополитических «счастливчиков» – возможно наступит еще и «мир». «Американский мир», разумеется. В котором «каждый сверчок знает свой шесток». И Россия в этом американоцетричном планетарном конгломерате – мыслится лишь как элемент «архитектуры безопасности». Элемент, несомненно, важный, но не определяющий и не центральный.
Безусловно, характеризуя личностный политико-психологический профиль Келлога, можно найти и ряд заметных плюсов, которые могут (при определенной их интерпретации) давать скромную надежду на успех его «украинской миссии». В первую очередь важно то, что Келлог системно близок идеям «геополитического реализма». И, скорее всего, предлагая те или иные мирные инициативы по Украине, он будет отталкиваться от ситуации «на земле». Смотреть на реальное соотношение сил сторон и конфигурацию линии болевых действий. Поэтому о всякой демагогии вроде «выхода к границам 1991 года» (о котором еще недавно почти хором вещал украинский политикум) можно будет смело и бесповоротно забыть. То есть, замораживание конфликта, если оно случится в обозримом будущем, – пройдет по линии разграничения сторон. А не на основании «хотелок» и «планов перемоги» киевских «геостратегов».
Немаловажен и второй момент: ни Келлог, ни его шеф Трамп не являются носителями «геополитического СПИДА» под названием хроническая параноидная русофобия. Не страдают шизоаффективной ненавистью к нашей стране. Одним словом, они договороспособны. Но давайте будем честны до конца: добрых и трепетных чувств по отношению к «загадочной русской душе» они тоже не питают. Какого-то пиетета к великодержавному статусу России и ее «особому месту в мире» – не испытывают. Для них сегодняшняя Россия – опасный «мировой хулиган», которого надо очень жёстко и максимально показательно поставить на место. А «прекрасная Россия будущего» для политиков вроде Трампа и Келлога – экономически ослабленная и ментально вестетрнизированная страна, потенциальный младший партнер Запада в сдерживании Китая. И, если когда–нибудь дело в американо-китайских противоречиях зайдет совсем уж далеко, военный форпост и «поле битвы» против этого самого Китая.
В общем, как ни взгляни, картина получается «так себе». Но от судьбы не убежишь. От геополитической судьбы – в том числе. «Коллективный Трамп» для нас – конечно, не подарок. Но, мне кажется, что найти компромисс с ним по украинскому вопросу – всё-таки можно и, безусловно, нужно. Нужно – всем нам. Жизненно необходимо. Иначе… будет хуже…
Печать