Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко – об исторических аспектах августовского путча ГКЧП.Годовщина ГКЧП — одно из самых неоднозначных событий в истории СССР.
ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) был организован с целью отстранить от власти президента СССР Михаила Горбачева и не допустить распада страны, который, по мнению его организаторов, должен был начаться 20 августа во время подписания Союзного договора.
Речь шла о преобразовании СССР в Союз Суверенных Государств с правом выхода республик. Это право, кстати говоря, было прописано в Конституции еще при создании СССР, но в 1991 году его реализация означала развал страны, что в конечном итоге и произошло.
Сегодня, спустя 33 года, это событие воспринимается совершенно по-разному.
Страна неминуемо шла к краху, и путч стал попыткой что-то изменить. Однако, как в самолете, который вошел в штопор, пилоты мало могут влиять на ситуацию; так и в СССР 1991 года изменить что-либо было крайне сложно.
Постановления ГКЧП № 1 предписывали приостановить деятельность политических партий и общественных организаций, а также запрещали проведение митингов и уличных шествий.
Постановлением ГКЧП № 2 был запрещен выпуск всех печатных изданий, кроме газет «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя» и «Сельская жизнь».
Если взглянуть на сегодняшний день, то можно заметить, что некоторые положения из постановлений ГКЧП успешно реализованы в современной России.
Интересно отметить, что сопротивление ГКЧП возглавил Борис Ельцин. Стоя на танке, он назвал организаторов ГКЧП «путчистами» и призвал народ к сопротивлению. По сути, Ельцин стал катализатором развала советского государства. Именно он, а не путчисты. Ельцин боролся за власть и стремился стать суверенным президентом. Поэтому я считаю, что его вина в развале СССР гораздо больше, чем у того же Горбачева.
Следует отметить, что события 1991 года прошли с минимальными жертвами среди мирного населения, в отличие от событий 1993 года (кстати, именно тогда появилась песня Газманова «Офицеры»).
В 1991 году широко известно стало о трех погибших (по другим данным погибло около 14 человек).
Этих троих хоронили как героев, спасших Россию от гражданской войны. Ельцин выражал соболезнования родителям погибших, говоря, что «не смог уберечь» их сыновей. В настоящее время о погибших защитниках демократии никто не вспоминает. Да и саму демократию через два года расстреливал из танков все тот же Борис Ельцин, пытаясь избежать отставки, которую требовали депутаты. У них, если говорить объективно, были все основания для юридического принятия такого решения, но у Ельцина и его команды были другие планы. Правда, события 1993 года и количество погибших в ходе этих событий стараются не вспоминать.
Тем не менее, путч 1991 года был последней попыткой сохранить СССР — попыткой сохранить страну, которую уже невозможно было спасти. Тогда победа над путчистами вызвала в стране эйфорию; сейчас это событие принято считать крупнейшей геополитической катастрофой века.
Печать