Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о возможном «мирном плане Трампа» по урегулированию конфликта на Украине, который предложили Майк Помпео и Дэвид Урбан. Итак, небольшая сенсация состоялась. Нет, Трамп, который обещал то ли за один день, то ли одним телефонным звонком в Кремль остановить противостояние на Украине, своего плана действий по этому вопросу так и не представил. За него постарались другие видные республиканские деятели – Майк Помпео и Дэвид Урбан. Они на страницах The Wall Street Journal изложили те шаги, которые Трампу следует предпринять для урегулирования украино-российского конфликта.
Краткое содержание «плана» сводится к нехитрой последовательности действий. Первое – перейти от «пакетов» военной и финансовой помощи Киеву к полномасштабному «ленд-лизу». А именно, предлагается дать Украине долгосрочный кредит на 500 миллиардов долларов. Разумеется, кредит будет сугубо целевым – на покупку западного, и, прежде всего, американского, оружия. На этом собственно, изложение содержательной части «плана» можно и закончить. Да, есть еще и второй, не менее красноречивый пункт – создать «фонд помощи» Украине (опять же, на закупку оружия!), заставив раскошелиться европейских партнеров. Есть, конечно, в этом «плане» и третий пункт – демилитаризация Крыма. И четвертый – «репарации», которые Россия выплатит Украине. Прописаны в «плане» и еще несколько мелочей, наподобие форсированного вступления Украины в ЕС и НАТО, но это, как говорится, уже детали.
Не знаю, кто и что думает по этому поводу, но у меня указанный план вызвал целый ряд вопросов.
Вопрос первый, основной: а сам Дональд Трамп, вообще, в курсе, что у него есть такой замечательный «мирный план»? Готов ли он под ним подписаться или это всё самодеятельные инсинуации политического пенсионера Майка Помпео, всё еще надеющегося вернуться в Белый Дом в случае победы Трампа на выборах?
Вопрос второй, риторический: как этот «мирный план» соотносится со всей предшествующей демагогией Трампа по поводу Украины? С его заявлениями о том, что он надеется договориться с Путиным и быстро остановить конфликт? Собственно, данный вопрос – на то и риторический, что ответ понятен: никак не соотносится.
Вопрос третий, тоже преимущественно риторический: а хотят ли европейские союзники США платить деньги за продолжение российско-украинского конфликта? Готовы ли они взять на себя дополнительные расходы? Думается, что не очень готовы. И это еще мягко сказано. То есть, я допускаю, что Трампу (в случае его избрания президентом) удастся склонить в пользу подобного «плана» некоторых наиболее агрессивных европейских лидеров. Того же самого Стармера или Макрона, например. Но в целом европейские страны не очень-то расположены к тому, чтобы наращивать помощь режиму Зеленского. И. кстати, не только по сугубо финансово-экономическим причинам. Они ведь прекрасно понимают, что дополнительные поставки оружия на Украину – это путь не к «миру», а к продолжению и возможному разрастанию конфликта.
Вопрос, четвертый, уже не риторический: каким образом господа Помпею и Урбан собираются заставить Россию платить репарации? Очевидно, что ответ может быть только один – нанести нашей стране военное поражение. И в этом собственно, состоит вся суть «плана», который правильнее было бы назвать планом войны до победного конца, а точнее, планом войны до последнего украинца.
В общем, рассматривая всю эту фантазийную и милитаристскую демагогию Помпео-Урбана (которую ряд обозревателей успели уже почему-то окрестить «мирным планом Трампа»), можно отметить только два момента. Во-первых, предлагаемый «план» очень хорош с точки зрения электорального пиара, так как позволяет донести до американского избирателя две важные сентенции. Первая состоит в том, что США не должны спонсировать Зеленского, платить за Украину из карманов собственных налогоплательщиков. США буду ее кредитовать, «раскручивая» тем самым собственную военную промышленность. А европейцы, поскольку это всё происходит рядом с их границами, пусть безвозмездно помогают и несут издержки. Вторая сентенция заключается в следующем: Трамп – никакой не «друг Путина», а крутой и жесткий политик, который, как только придёт к власти, сразу же покончит с всевозможными сопливыми «саммитами мира» и поставит мощный военно-политический заслон «российской агрессии».
Наверно, на какую-то часть неопределившихся американских избирателей этот «план» подействует. И они, поверив во всю это болтовню, действительно проголосуют за Дональда Трампа в ноябре.
А нам, россиянам, остается с сожалением констатировать: указанный «план» не имеет вообще никакого отношения к подлинному миру на Украине. Американские республиканские «ястребы» сегодня почти все поголовно стали трампистами, но от этого они не превратились в «голубей мира». Одним словом, перед нами очередной геополитический «прожект» агрессивной эскалации российско-украинского конфликта, содержательным лейтмотивом которого является «война на истощение», желание измотать Россию и сломать ее изнутри.
Печать