Накануне Совет Федерации одобрил закон о запрете рекламы информационных ресурсов иноагентов и размещения на них рекламы.
Новую законодательную меру прокомментировал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.С одной стороны, это мера очень важная и долгожданная. Дело в том, что, потеряв значительную часть своих доходов, оставшиеся в стране иноагенты всё ещё продолжали вполне неплохо себя чувствовать на деньги, получаемые от недобросовестных рекламодателей.
Сегодня новый закон уже работает, хотя ещё не подписан президентом и не вступил в законную силу. Вместе с тем, я считаю, что это лишь полумера, которую популярные иноагенты вполне смогут пережить. Например, Алексей Пивоваров* заявил о значительном сокращении своей команды («нечем платить зарплату»), при этом сообщил, что «Telegram-канал поменяет название и логотип, а юридические права и управление им будут переданы команде редакторов». Очевидно, что по этой схеме реклама на канале продолжит размещаться, а сам Пивоваров*, судя по всему, продолжит получать от неё отчисления. Другой пример: проект Катерины Гордеевой* был закрыт из-за ухода рекламодателей, но вскоре её команда объявила о запуске нового шоу, которое будет финансироваться за счёт донатов (добровольных пожертвований зрителей).
Таким образом, одним иноагентам закон, безусловно, снизит качество жизни, но другие смогут адаптироваться или найти законные способы обхода этих ограничений. Вот почему государству необходимо продолжать и усиливать работу по минимизации доходов иноагентов в России. И такая работа сегодня ведётся. Например, недавно Вячеслав Володин предложил запретить выплачивать иноагентам вознаграждение по авторским и другим смежным правам.
Опять же, с одной стороны, прекрасное предложение, в отношении уехавших из России иноагентов. Например, согласно некоторым подсчётам, в этом случае потери Земфиры* составят около трети её годовых доходов. Однако основной вред нашей стране наносят иноагенты, осуществляющие писательскую и публицистическую деятельность. Казалось бы, запрет на авторские отчисления должен полностью лишить их мотивации этой деятельностью заниматься. Но, как и в случае с запретом рекламы, это не решит проблему полностью. Авторы-иноагенты по-прежнему продолжат писать, получая доходы другим способом, например, на краундфандинговой основе или за счёт донатов.
Убеждён, что военные условия требуют жёстких решений. Пока в магазинах по-прежнему свободно можно купить книги Улицкой*, Акунина*, Зыгаря* и других, нужно говорить о цензуре в отношении иноагентов. Считаю целесообразным принять федеральный закон, запрещающий физическим и юридическим лицам заключать трудовые и гражданско-правовые договоры с иноагентами в сферах, связанных, в первую очередь, с писательской и публицистической деятельностью, а также с публичными выступлениями – театром, кино, эстрадой, тем самым лишив их официального «творческого» заработка в России.
Полумеры здесь не помогут – необходимо запретить издавать книги иноагентов в нашей стране, а также заблокировать им доступ к личным страницам в соцсетях в целях ограничения публицистической деятельности. Конечно, они будут придумывать новые псевдонимы, создавать новые страницы, но всё это контролирующие органы смогут оперативно отслеживать – современные технологии это позволяют.
Главная цель – отстранить иноагентов от осуществления авторской деятельности в России. Своей антироссийской пропагандой они полностью себя дискредитировали, поэтому пусть осваивают профессии, не связанные с сочинительством, в которых они, быть может, даже принесут пользу российскому государству и обществу. В противном случае пусть ищут издателей для своих русофобских опусов за границей.
*Пивоваров, Гордеева, Земфира, Улицкая, Акунин, Зыгарь министерством юстиции РФ признаны иностранными агентами
Печать