Из выступления Михаила Мамонова в рамках круглого стола Фонда развития гражданского общества «Система политического представительства: долгосрочные тренды»:Парламентские партии все более успешно решают задачи политического представительства, в то время как непарламентские партии теряют свои позиции и деградируют.
Если сравнить опросы ВЦИОМ за 2021 год и 2024 год, то три года назад за парламентские партии декларировали готовность голосовать почти 61%, а сейчас - уже почти 69%. Это говорит о том, что они консолидируют все больше голосов избирателей.
При ответе на вопрос о том, за кого бы вы проголосовали если бы выборы в Государственную Думу состоялись бы в ближайшее время, на первом месте, конечно, “Единая Россия”. За второе место сегодня конкурируют ЛДПР и КПРФ, их позиции близки. Две оставшихся партий “Справедливая Россия - За правду” и “Новые люди” за четвертое и пятое место.
Если мы говорим, что текущая партийная система - эта система доминантной партии, то позиции “Единой России” также только укрепились за это время. Если сравнить январь 2023 и январь 2024, то мы видим, что “Единая Россия” выросла на пять процентных пунктов (с 38,7% до 43,6%), и это значимый результат.
Важно и то, что выросло общее одобрение деятельности политических партий с 35% (2019) до 38% (2023), ощутимо снизилось и тех, кто не одобряет - было 38% (2019) , стало 24% (2023).
По результатам качественных исследований и фокус-групп среди главных факторов таких изменений можно назвать донбасский консенсус и общественно -политическую консолидацию, которая принципиально изменила повестку.
Позиции непарламентских партий в то же время ухудшаются. В январе 2024 года, за них декларируют готовность проголосовать почти 9,5%. Этот показатель был выше в январе 1921 года - 10, 1%.
И ключевой фактор легитимности системы - доверие к выборам. А за последние три года существенно возросло количество людей, которые заявляют, что доверяют результатам выборов. В октябре 2020 году - это 46%, сейчас - 61%.
Печать