Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о решении ЕС выделить Украине 50 млрд евро.Первого февраля на Украине случилась перемога – ЕС наконец-то договорился с Венгрией о выделении Киеву долгожданной финансовой помощи в размере 50 млрд евро. Сумма довольно внушительная, но если разбираться детально, то поводов для оптимизма у Банковой не так уж и много.
Во-первых, эти средства ЕС выделяет не на один год, а на четыре. То есть в среднем в год получается около 12,5 млрд евро. При этом бюджет Украины на текущий год имеет дефицит в размере 43 млрд долларов и свёрстан с учётом привлечения 37 млрд долларов от союзников (сегодня курсы доллара и евро примерно равны). Нехитрые арифметические подсчёты показывают «недостачу» на этот год на сумму около 25 млрд «евродолларов». Возможно, ещё что-то дадут неевропейские сателлиты США (Великобритания, Канада, Япония, Австралия и т.д.; самому Вашингтону пока не до Украины). С другой стороны, никто даже примерно не может сказать, сколько из полученных средств будет разворовано в самой нищей и коррумпированной стране Европы.
Таким образом, помощь ЕС не покрывает и трети необходимого Киеву объёма. Второе – всё познаётся в сравнении. С начала СВО и до сентября 2023 года финансовая и военная помощь Украине от различных стран и международных организаций превысила 322 млрд долларов. Такую сумму Киев ранее получил за полтора года, и она ему совершенно ничем не помогла, ну а в этом году он получит… пока что 12,5 млрд евро.
Третье, 33 из 50 выделенных млрд евро – кредиты, которые Украине, очевидно, отдавать будет нечем, она уже сегодня абсолютно неплатёжеспособна, и кредиторы это прекрасно понимают. Это к вопросу о «государственном суверенитете» Киева. В частности, для начала Украина должна будет провести под чутким руководством Запада «структурные реформы в государственном секторе, экономике, в сфере развития бизнес-климата и предпринимательства». Кроме того, ЕС перечислил ряд забавных оснований, по которым он вправе остановить выплаты. Среди них, например, верховенство закона на Украине и гарантии соблюдения там прав человека. Понятно, что Брюссель просто легализовал возможность в случае необходимости отказаться от своих обязательств в любой момент. При этом всем очевидно, что главное условие для выделения финансирования Киеву у ЕС одно – воевать с Россией до последнего украинца.
Четвёртое, с учётом плачевного положения ВСУ на фронте, острейшего дефицита вооружений и боеприпасов, Украина нуждается, в первую очередь, в военной помощи. Однако структура финансового пакета никакого отношения к ней не имеет. Так, 39 млрд евро будут направлены в госбюджет «для усиления макрофинансовой стабильности» (т.е. на пенсии и другие социальные выплаты; зарплаты учителям, врачам и прочим бюджетникам). 3 млрд – на покрытие процентов по кредитам, и ещё 8 млрд – «инвестиционный инструмент для покрытия рисков». Всё это никак не утолит снарядный голод ВСУ.
Словом, всё получилось почти как в старом анекдоте: сосед, правда ли, что вы машину в лотерею выиграли? Правда, но не в лотерею, а в карты, не машину, а червонец, и не выиграл, а проиграл. Украинским военным западные союзники не помогли, зато ненадолго продлили агонию экономики страны.
Очевидно, что это решение Брюсселя способно лишь подсластить пилюлю Украине. Единственное, на что остаётся надеяться Киеву, – на достижение согласия в Конгрессе США о выделении помощи в размере 60 млрд долларов. Эти средства, в отличие от пакета ЕС, будут предоставлены, в основном, в виде вооружений и боеприпасов. Другое дело, что ждать придётся, возможно, до ноября текущего года – выборов президента США. Причём нет никаких гарантий, что после этих выборов помощь Украине значительно не сократится или не будет прекращена вовсе.
Печать