Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о борьбе властей Вологодской области с недобросовестными застройщиками. Сложно оценить
глубину взаимной любви застройщиков и простых граждан. В особенности, когда первые сдают объект позже установленных сроков или «втыкают» очередную многоэтажку в последний свободный пятачок земли посреди микрорайона-муравейника. Как правило, усугубляет то, что «рядовой житель» не может с этим ничего сделать. От слова совсем. Более того, строительные компании позволяют себе откровенно «забивать» на требования со стороны властей. Застройщики прекрасно понимают, что их отрасль находится у политического руководства в вечном фаворе, потому что их отрасль тянет за собой множество смежных производств. Как результат, хозяева строительных компаний периодически примеряют на себя мантии «хозяев жизни».
В чем это проявляется? Нет, конечно, никто из застройщиков не открывает ногой двери кабинетов губернаторов и мэров. Просто бизнесмены начинают работать в особом режиме. При общении со столоначальниками и «обеспокоенными гражданами» из их уст раздается уверенное «да-да». Но когда приходит срок, люди понимают, что имелось в виду «нет-нет». Либо заветные квадратные метры так и не сданы в срок, либо построены, но без школ, детских садов и прочей милой сердцу каждого россиянина инфраструктуры. Или же на первом этаже жилого дома внезапно появляется хостел с говорящим названием «Сегодня мы с тобой кайфуем». Еще более популярен вариант «Еще одна высотка вместо детской площадки и парковки». И делается это все в режиме максимальной релаксации, потому что застройщик не устает мысленно вопрошать что власти, что граждан: «И что вы мне сделаете»?
В период «тучных нулевых» и во времена «стабильности 2010-х» власти относились к такому поведению вполне терпимо. Девизом большинства чиновников в данном случае было «Понять и простить». Однако в последние годы ситуация стала меняться. В том числе потому, что начали сбываться долгосрочные прогнозы экспертов: система ЖКХ, рассчитанная на малоэтажное строительство и куда меньшую концентрацию жителей, начала тонуть под грузом стройных рядов новостроек.
Однако капитаны строительной отрасли продолжают жить по старым заветам. И в этом им помогает то, что власти не знают, как действовать в сложившейся ситуации. Увы, новые алгоритмы взаимодействия с застройщиками пока лишь формируются, в первую очередь – на уровне регионов.
В качестве удачного примера в данном случае можно привести подход к проблеме властей Вологодской области. Врио губернатора Георгий Филимонов на днях сумел достаточно грамотно разрешить сразу два громких эпизода конфликтов с застройщиками. Причем – на компромиссной основе. В первом случае речь шла о планах точечной застройки со всеми вытекающими отсюда проблемами с парковкой, доступом к детскому саду и т.д., во втором – о нарушении сроков сдачи объекта.
Как все разрешилось? Во-первых, компании дали право возвести дом на заветном пяточке между двумя жилыми зданиями, но она в ответ взяла на себя обязательства по строительству подземной парковки и презентовала иные планы благоустройства территории. Во-вторых, руководитель компании-подрядчика публично принес извинения перед людьми и выразил готовность стать спонсором местной баскетбольной команды.
Сложно понять, какие аргументы нашел Георгий Филимонов, чтобы разрешить конфликт на основе компромисса. Понятно, что местные острословы наверняка пошутят и про «выговор с занесением в грудную клетку», и про сакраментальное «А если я ударю и переспрошу». Вполне очевидно, что вопросы решались совершенно иначе, и тонкости процедуры медиации известны лишь представителям внутриполитического блока области. Однако факт остается фактом: вологодские власти сумели найти рецепт того, как сбить с застройщиков корону без причинения тяжких телесных повреждений, в духе концепта «и овцы целы, и волки сыты».
Остается вопросом лишь то, будет ли концептуализироваться и популяризироваться эта технология медиации. Хотя не исключено, что она заточена под личностные качества врио и на другом месте потребует наличия политика того же калибра, что и Георгий Филимонов.
Печать