На встрече со студентами во время поездки в Николаев Зеленский выразил сомнения в том, что Украина войдёт в состав НАТО. «А как оно будет, мы точно не знаем, потому что это жизнь и это Россия. И точно вам никто не скажет. И будем ли мы в НАТО. Или мы не будем в НАТО. Мы хотим, с нашей стороны мы должны сделать всё, чтобы наша безопасность была на наивысшем уровне», – отметил он.Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о заявлении Владимира Зеленского по поводу вступления Украины в НАТО.Заявления Зеленского в отношении НАТО во многом зависят от политической конъюнктуры. Так, в марте прошлого года он говорил, что «годами мы слышали про якобы открытые двери, но уже услышали также, что нам туда не войти, это правда, надо это признавать». Однако надо понимать, что в тот момент шли переговоры с Россией, и даже могло быть заключено мирное соглашение, если бы не вмешалась Великобритания.
Но Борис Джонсон сказал «давайте просто воевать», и перед июльским саммитом НАТО в этом году Зеленский разве что не шантажировал западных партнёров, делая скандальные заявления вопреки позиции членов Альянса. Так, ещё по пути на саммит в Вильнюсе он писал: «Беспрецедентно и абсурдно – когда нет никаких временных рамок и для приглашения (!), и для членства Украины; и когда вместо этого добавляется какая-то странная формулировка об «условиях» даже для приглашения Украины».
Полагаю, уже тогда он понимал, что широко разрекламированный «контрнаступ» проваливается, и приглашение Украины в НАТО с сопутствующими гарантиями – единственный шанс для Киева избежать поражения в войне. Однако генсек НАТО Столтенберг разрушил все надежды Зеленского, заявив, что «если Украина не будет побеждать – нет смысла обсуждать вступление в НАТО».
Сегодня для всех очевидно, что Украина, мягко говоря, не побеждает Россию. Эта неуверенность сквозит в словах и других официальных лиц страны: Залужного, Буданова, Подоляка. Уже никто «не пьёт кофе на набережной Ялты» и «не катается по Москве на танке». Тому виной определённые успехи российской армии на нескольких участках фронта, значительное снижение военно-технического и мобилизационного потенциала ВСУ, фактическое банкротство украинского государства, обострившийся внутриполитический конфликт между Зеленским и Залужным, неблагоприятная для Киева международная обстановка, сулящая существенное уменьшение западной поддержки, и ряд других факторов.
Частично заявление Зеленского обращено и к Западу: мол, мы готовы отказаться от претензий на членство в НАТО, если вы продолжите поставлять в необходимом объёме военную и финансовую помощь.
Однако целевой аудиторией месседжа, полагаю, является украинское общество, которое начинают готовить к будущим переговорам с Москвой и уступкам со стороны Киева. Мы видим, что Зеленский снова приблизился к своим прошлогодним заявлениям, и уже точно не знает, будет ли Украина в НАТО или нет, «это жизнь и это Россия».
Поскольку отказ Киева от членства в Альянсе – одно из ключевых требований Москвы, полагаю, начинается информационная кампания по изменению общественного мнения, в рамках которой украинцам будут объяснять отсутствие такой необходимости. Это позволит властям в будущем обосновать начало переговоров с Россией, в том числе сославшись на то, что НАТО отказался принять Украину в свои ряды.
Старт такой информационной кампании подтверждает и другое интересное заявление Зеленского на этой встрече – о Донбассе. Он отметил, что «территории возвращаются с людьми, если люди не хотят – будет очень сложно». И мы видим, что уже речь не идёт об уходе российской армии к границам 1991 года, что ранее называлось главным условием для начала переговоров с Москвой. Полагаю, что Банковая всё же начала готовить к этому украинское общество, понимая, что Запад вскоре может значительно ослабить поддержку Киева.
Печать