Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о возможной оккупации Израилем сектора Газа. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не согласен передать в будущем контроль над сектором Газа Палестинской национальной администрации во главе с Махмудом Аббасом. Глава израильского правительства отметил, что тот до сих пор не осудил ХАМАС. Израиль намерен оставить за собой право «осуществлять контроль с точки зрения безопасности» в анклаве. «Возможно, на меня будут давить по этому вопросу, но я не намерен отступать», – добавил Нетаньяху.
Таким образом, премьер-министр Израиля фактически прямым текстом заявил о намерении Тель-Авива оккупировать сектор Газа – вопреки позиции большей части мирового сообщества. Напомню, что сектор Газа до 2006 года был оккупирован Израилем. Однако во время второй интифады (2000-2005), когда от рук террористов-смертников погибли сотни мирных израильтян, премьер-министр Ариэль Шарон разработал план одностороннего размежевания, предполагавший переселение в Израиль жителей двух десятков еврейских поселений, располагавшихся на территории сектора Газа. Очевидно, что этот план не вызвал восторга среди израильтян: одни называли его победой террористов, другие – отказом от нормализации отношений с Палестиной, переселенцы – ножом в спину и т.п. Реализация инициативы вызвала серьёзный политический кризис в Израиле, в том числе массовые протесты среди населения.
Сегодня Нетаньяху, который в то время был министром финансов в коалиционном правительстве и голосовал за план Шарона, собирается полностью или частично оккупировать сектор Газа. Мы видим, что ЦАХАЛ создаёт все условия для выдавливания палестинцев из региона: ковровые бомбардировки мирных кварталов, искусственный дефицит продуктов питания, воды, электричества, точечные удары по ключевым объектам социальной инфраструктуры, таким как поликлиники и больницы. Важно, на каком этапе Израиль собирается остановиться. Полагаю, что северной частью сектора Газа, которая уже находится под контролем Тель-Авива, дело не ограничится. Главная и неустанно декларируемая цель – полная ликвидация ХАМАС – очевидно, не может быть достигнута, если южная часть сектора Газа останется неподконтрольной Израилю. С другой стороны, решение о полной оккупации сектора Газа может принести ещё больше проблем.
Во-первых, граница с Египтом закрыта, и палестинцам уже просто некуда бежать. Они попадут в положение «крысы, загнанной в угол», в котором, как известно, опасность грызуна возрастает в разы: людям будет нечего терять, и война с ними чревата для Израиля огромными потерями.
Во-вторых, немаловажны и экономические последствия решения об оккупации. Израиль – небольшое государство численностью 9,1 млн. человек, из них трудоспособного населения – 5,9 млн. При этом сегодня мобилизовано 400 тыс. человек, т.е. почти 7% от всего трудоспособного населения. Очевидно, это огромный удар по экономике Израиля, в частности, по его ВВП. Кроме того, страна тратит огромные средства на обеспечение армии и ведение боевых действий, а они явно не закончатся в мгновение ока, и в случае оккупации сектора Газа палестинцы просто объявят третью интифаду, перейдя на привычные диверсионно-террористические методы ведения войны. Как следствие, в глубокий упадок придут некоторые ключевые сферы экономики Израиля, в частности, туризм.
В-третьих, к возможности оккупации всего сектора Газа крайне негативно относится мировое сообщество, большая часть которого настаивает на резолюции ООН о необходимости создания независимого палестинского государства. Даже США и их союзники сейчас ощущают огромное давление в связи с поддержкой Израиля. Таким образом, что бы Тель-Авив ни выбрал, половинчатое решение или полную оккупацию сектора Газа, это приведёт к ухудшению его позиции в регионе. В шахматах такая ситуация называется цугцванг.
Печать