О настроениях Армении и Азербайджана после обострения ситуации в Нагорном Карабахе интервью журналиста, эксперта Центра ПРИСП Петра Скоробогатого. – Что сейчас мешает подписать мирное соглашение между Баку и Ереваном? Может ли это произойти в обозримом будущем?Алиев выбрал хорошую стратегию и тайминг. Видел его цитату, мол, меня упрекали за то, что остановился в 2020, но время показало, что я был прав. И сейчас он торопиться не будет, извлекая максимум плюсов из ситуации. Тем более в 20-м благодаря паузе удалось сохранить армию и технику, а также поддержку мира и понимание РФ.
Пашинян сдал Карабах ещё в 2020. Эта позиция не являлась сюрпризом для тех, кто его знал. Он сторонник обмена Карабаха на экономические привилегии для Армении. И в его интересах мир с Баку. Просто не факт, что он сейчас какой-то бонус получит, потому что с побеждёнными и предателями особо никто не любит иметь дел.
Сейчас же в фокусе происходящего в регионе – перспектива Зангезурского коридора и связь с Нахичеванью. Алиев на правах сильного может позволить дальше давить, слабый Пашинян может уступать. Думаю, этот вопрос будет либо предварять мирные переговоры, либо станет их частью. Проблема также в том, что непонятен посредник, который будет учитывать интересы армян.
Также Лавров после переговоров Ирана, России, Турции, Азербайджана и Армении сообщил, что вопрос мира остался лишь в плоскости обсуждения Зангезурского коридора и делимитации границ.
– Армения явно приняла прозападную позицию. На ваш взгляд, кто был бы для Армении сейчас наилучшим союзником?Я не считаю, что Армения заняла прозападную позицию. Её политическая элита давно балансировала и сейчас склонилась к западным форматам, но в долгосрочной перспективе от России не уйдёт – просто по территориальному и конфессиональному фактору. Никому нищая и далёкая Армения не нужна. Сейчас лавирование продолжится, но после ухода Пашиняна возможна пророссийская альтернатива. Хотя, конечно, обида на Россию в Армении очень сильна.
– Франция дала согласие на передачу Армении военной техники. Как на ваш взгляд это оценивают в регионе?Речь о небольшой партии, у Запада особых запасов оружия нет, Армения пока останется клиентом ВПК РФ. Переупаковка на стандарты НАТО – это трудно, а главное дорого. И важно, что теперь уже не имеет значение потенциал арсенала Армении, ей он без надобности. Кроме вопросов обороны, но она не должна волновать соседей. Впрочем, важно и чтобы Алиев вовремя остановился, не допустив нарушения территориальной целостности Армении, иначе ситуация для всех принципиально изменится. Думаю, он хорошо это понимает.
– Как вы считаете народ в Армении сейчас больше думает о мире в регионе или все-таки у них остались реваншисткие идеи и стоит ожидать провокаций на границе?Народ в Армении сейчас фрагментирован. Сложить единую картину сложно. Общество рассеяно, не очень представляет куда идти. Часть видит новые возможности для страны, часть ощущает потерю идентичности, связанную не только с Арцахом, но и с победной историей начала 90, вокруг которой строилась нация. Но там точно не заметно никаких воинствующих настроений. Думаю, они схлынули ещё в 2020 году. Смирились с потерей, но готовы оборонять район Зангезура.
Есть фактор беженцев из Карабаха, но кажется они пока не готовы декларировать активную политическую позицию.
Печать