Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о формате сотрудничества «3+3» для решения проблем с безопасностью в Закавказье.The Financial Times: После победы в Нагорном Карабахе Азербайджан вместо объявления новой эры мира заставил Армению бояться.
Обратился ко мне намедни журналист из Азербайджана. Прокомментируйте формат сотрудничества «3+3» между странами региона - Азербайджаном, Грузией, Арменией, а также Россией, Турцией, Ираном.
Действительно, 23-го октября в Тегеране запланировано заседание в формате «3+3» и, как уже заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, его страна намерена участвовать в нем.
Идея создания такого формата сотрудничества Турции, России и Ирана с тремя государствами Южного Кавказа впервые была озвучена Анкарой еще в начале двухтысячных годов. Однако реализация в то время оказалась практически невыполнимой.
Повторная инициатива последовала от президента Турции Эрдогана в декабре 2020 года. Идея была поддержана главой Азербайджана Ильхамом Алиевым, который назвал платформу "3+3" гарантом безопасности на Южном Кавказе. Формат также был одобрен руководством России и Ирана, которые увидели в нем платформу для усиления регионального сотрудничества и безопасности.
Проблемы возникли с участием Грузии и Армении. У каждой из этих стран были свои объяснения отказа от сотрудничества в таком формате. Грузинское руководство отказалось от сотрудничества в любом формате, где присутствует Россия, обосновав это ситуацией с Абхазией и Южной Осетией. Тбилиси предложил альтернативный вариант, который предполагает участие лишь Азербайджана, Армении и Грузии.
Армения, несмотря на участие в обсуждениях, относится к формату с большой настороженностью. Это объяснимо тем, что инициаторами идеи выступили главы Турции и Азербайджана, с которыми у Армении весьма "натянутые" отношения.
Турция и Азербайджан в свою очередь считают необходимым обеспечить открытие коммуникаций в регионе, которые помогут взаимной торговле, что с их слов будет способствовать установлению прочного мира и стабильности.
Армения не против, но есть нюансы. Речь идет в том числе о пресловутом «Зангезурском коридоре» из Азебайджана в Нахичеванскю автономию Азербайджана. Армения настаивает, что все транспортные пути в Армении должны быть под контролем Армении, а не какой-либо стороны. Добиться продвижения данной идеи пока не удавалось.
Журналист из Баку попросил моего мнения о том, насколько действительно такая платформа сотрудничества является перспективной для создания мирных взаимоотношений между всеми её участниками и для развития региона?
Ответил коротко:
«Сперва мирное соглашение с окончательным решением всех спорных территориальных вопросов, а уже потом новая платформа сотрудничества. Исходя из понимания, что для создания мирных взаимоотношений двух стран Азербайджану для начала надо признать, что территория Армении составляет 29 тысяч 800 квадратных километров, а также решить проблему территориальных споров с Грузией из-за храма Удабно, расположенного аккурат на линии границы между двум странами в 65 километрах к востоку от Тбилиси, я от комментария воздержусь».
Но тут я это размещу. Ибо как FT считаю, что Алиеву надо бы уже пойти навстречу Армении, признать её в границах последних советских карт и объявить новую эру мира в регионе!
Печать