Политолог, эксперт Центра ПРИСП Денис Ширяев – о развитии и внедрении электронных технологий в избирательный процесс.
В России прошел очередной избирательный цикл. Одним из главных трендов этой кампании эксперты называют масштабы дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Действительно, ДЭГ активно внедряется в политическую жизнь страны, и уже в 25 субъектах избиратели смогли воспользоваться правом проголосовать электронно. Ожидаемо некоторые партии ДЭГ критикуют, другие же активно работают и агитируют голосовать электронно. Замечу, что и с ДЭГом, и до его внедрения результаты выборов не сильно отличались в процентом выражении от сегодняшних. Но об этом никто из критиков старается не вспоминать.
Продолжая тему развития и внедрения электронных технологий в избирательный процесс, хотел бы затронуть два, на мой взгляд, важных вопроса, которые потребуют решения в ближайшее время.
Во-первых, напоминаю, что избирательное право может быть не только активным, но и пассивным. Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное избирательное право – это право быть избранным.
Исходя из этого, внедряя ДЭГ, параллельно необходимо усовершенствовать вопросы защиты прав граждан на дистанционное электронное выдвижение в кандидаты разного уровня органов власти. Считаю, что в тех субъектах, где внедрен ДЭГ, необходимо проработать и внедрять возможность кандидатам все свои действия в рамках избирательного процесса осуществлять дистанционно, в том числе и сбор подписей в поддержку своего выдвижения. При этом, говоря об электронном сборе подписей, необходимо подчеркнуть, что он не должен быть ограничен каким-то процентом от необходимого по закону их числа.
К примеру, в Москве на выборах мэра дистанционно проголосовало более 2,7 миллионов избирателей. В следующем 2024 году предстоят выборы в Московскую городскую Думу, которые, исходя из опыта предыдущих кампаний, могут привлечь еще большее количество избирателей, желающих проголосовать дистанционно. Система отлажена и работает стабильно. Необходимо аналогичные условия создать и для кандидатов.
Во-вторых, в связи с развитием технологий и цифровизацией необходимо проработать вопросы голосования в труднодоступных и отдаленных местах. На тех территориях, где есть доступ в интернет, внедрять дистанционное электронное голосование. Там, где нет доступа в интернет, необходимо искать новые возможности для голосования. Современные технологии могут предложить альтернативы, и надо их искать и прорабатывать.
Председатель ЦИК России Элла Памфилова поднимала этот вопрос и предлагала экспертам подключиться к его решению. В частности, Элла Памфилова заявляла: «Я предлагаю всем нам подумать о том, какие новые, дополнительные формы голосования можно было бы применить в отдаленных и труднодоступных территориях для того, чтобы, с одной стороны, приблизить весь избирательный процесс к тем, кто живет в труднодоступных местах, а с другой стороны – в большей степени обеспечить безопасность и улучшить условия для организации голосования для членов участковых избирательных комиссий».
Считаю, что решение вышеназванных вопросов будет актуально в ближайшее время.
Печать