Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев - об эталонной системе борьбы с лесными пожарами в Вологодской области.Начало мая многие российские регионы встречают в дыму от лесных пожаров. С Урала и Забайкалья, из Хакасии и Тюмени приходят известия о десятках сгоревших домов и сотнях эвакуированных. В Свердловской области пламя охватило склады с боеприпасами. Жителям Абакана советуют не выходить на улицы из-за накрывшего город душной пеленой смога. И почти везде власти демонстрируют неспособность оперативно выявлять, локализировать и тушить очаги пламени.
Одним из немногих счастливых исключений остается Вологодская область. Банальное посещение местных новостных сайтов позволяет наглядно убедиться в том, что в регионе выстроена реально работающая система борьбы с лесными пожарами, элементы которой слажены между собой на уровне хорошего часового механизма с родины Вильгельма Телля.
17 апреля находящиеся на патрулировании специалисты лесной охраны обнаруживают лесной пожар в трех километрах от деревни Шелохачь. Полтора часа уходят на локализацию очага возгорания, еще два – на его полную ликвидацию.
23 апреля жители деревни Заэрап сталкиваются с огнем всего в двух километрах от своих домов. Информация оперативно передается лесоохране и сотрудникам МЧС. В итоге спустя три часа распространение огня остановлено. Через еще три часа пожар полностью потушен.
Деревня Сазоново дважды могла оказаться в огненном кольце – очаги возгорания возникали у ее границ дважды, 24 и 27 апреля. В последнем случае огонь заметили в 100 метрах от жилья. От исчезновения деревню спасли сначала сотрудники лесоохраны, отправленные на очередное патрулирование, а затем предусмотрительно установленные камеры системы видеонаблюдения. В обоих случаях борьба с огнем заняла всего несколько часов.
Именно так работает система борьбы с лесными пожарами, если ее представители сконцентрированы не на заполнении отчетности и согласовании документов, а прямом выполнении своих обязанностей.
И скорость обнаружения очагов возгорания, и оперативность реакции огнеборцев объясняются тем, что власти региона системно подошли к решению поставленной перед ними задачи. Мониторинг пожаров осуществляется при помощи наблюдения из космоса, наземного и воздушного патрулирования. Для борьбы с возгораниями власти области могут мобилизовать 3,5 тыс. человек и 2000 единиц техники, включая вертолеты. Борьба с пожарами осуществляется по единому плану, который губернатор заблаговременно утвердил еще в марте.
Вологодский опыт показывает, что вполне реально предотвратить исчезновение поселков и деревень под напором огневого вала. Стоит властям иных регионов лишь грамотно перенять эту систему организации, и многие тысячи наших сограждан будут избавлены от страха лишиться жизни и здоровья или потерять все свое имущество, за считанные часы оказавшись на дне общества.
Печать