Политолог, автор канала «KOAL KOAL» Мирильяс Агаев – о предвыборной кампании в Турции и вероятности второго тура выборов президента.Что можно сказать по поводу состояния президентской кампании в Турции по итогам апреля?
Кампания Эрдогана заключается в наличии двух разных направлений, которые функционально между собой сильно отличаются. Визуальная составляющая активно выражает народоцентризм, то есть ставит во главу угла интересы «народа». Уличная составляющая (митинги, встреча с избирателями), напротив, является антиэлитистской, то есть она критикует оппонентов. Различие между ними состоит в том, что в рамках первой используется позитивный политический язык, а в рамках второй – негативная риторика. Эрдоган продолжает использовать привычный для себя дискурс «любви к народу» и демонизировать оппозицию. В целом, кампания президента Турции является привычной.
Его главный оппонент Кемаль Кылычдароглу предлагает принципиально иную программу действий. Он делает ставку только на позитивный политический язык. В этом смысле кандидат от оппозиции является носителем антиистеблишментского «бесцветного» популизма. В отличие от случая Эрдогана, в его кампании наблюдается функциональное единство. Все направления кампании организуются примерно в одном стиле и объединены единой концепцией.
Скажу несколько слов про кампании Мухаррема Индже и Синана Огана. Они нацелены на реакционную часть населения в разных группах общества. Оган ставит своей целью получение поддержки от избирателей, недовольных курсом других националистических партий – Хорошей партии (İYİ) и Партии националистического движения (MHP). Он обращается к «озлобленным турецким националистам». Индже использует тот же коммуникационный фрейм. Только он опирается на кемалистский электорат. Оба пытаются взывать к чувству недовольства и позиционируют себя в качестве «кандидатов третьего пути».
Подытоживая, мы отметим, что в этой кампании наблюдается три разные коммуникационные модели: первая - опора на позитив (Кылычдароглу), вторая – опора на негатив (Индже/Оган), третья – синтез позитива и негатива (Эрдоган).
Надо сказать пару слов про первый/второй тур. На данный момент картина следующая: 85% опросов показывают, что второй тур состоится. Однако говорить о том, что это единственно возможный сценарий пока что не приходится. Вероятность окончания выборов в первом туре все еще сохраняется.
Что на это указывает? Опросы демонстрируют падение рейтинга Индже. С точки зрения общественного диалога, это мнение кажется справедливым. Поэтому есть вероятность того, что рейтинг Индже будет дальше падать ниже уровня в 4%-5%.
Однако здесь надо отметить, что отмечается рост рейтинга Синана Огана. Он получает позитивную обратную связь. Поэтому фактор оттягивания голосов все равно сохраняется.
Но и Индже сбрасывать со счетов так не стоит. Проигрыш в битве не равен проигрышу в войне. Потери у Индже действительно есть, однако у него есть ресурс, с помощью которого он может восполнить потери.
Поэтому еще раз подчеркну, что вариант со вторым туром является преобладающим. Факторы, которые приводят к этому сценарию, с большой долей вероятности продолжат влиять на баланс сил. Однако сценарий с определением победителя в первом туре хоть имеет вероятность реализации ниже среднего, все еще может быть претворены в жизнь. Особенно если случатся кардинальные изменения, способные изменения нынешний баланс.
Печать