Политолог, автор канала «KOAL KOAL» Мирильяс Агаев – о том, что полемика между Кылычдароглу и Индже – это спор о содержании выборов в Турции. Социолог Дерья Кёмюрджю отмечает, что потихоньку протестный электорат уходит от Индже, что повышает вероятность второго тура. При этом забавно, что он говорит об отттоке от Индже либо в сторону Огана, либо в сторону сомневающихся, либо люди отказываются участвовать в выборов. То есть Индже притягивал к себе электорат, который принципиально за Эрдогана/Кылычдароглу не хотел голосовать и в случае отсутствия альтернативы, скорее всего, не пошел бы голосовать. Иными словами, он повышал явку.
Я об этом говорил весь март и весь апрель, когда еще турецкие эксперты эту мысль четко не высказывали. Эти все слова к тому, что Индже не отнимал голоса у Кылычдароглу, чтобы помешать ему победить в первом туре. Команда Кылычдароглу об этом не говорила, что подстрекало к радикализации полемики между сторонниками Кылычдароглу и Индже.
Индже действительно мешает. Но не из-за того, что отнимает голоса у Кылычдароглу. Объясню на примере. Представим, что в первом туре участвуют только Эрдоган и Кылычдароглу. В голосовании участвовали 3 млн человек. За Кылычдароглу проголосовали 1,7 млн человек. Это составляет 57% с округлением. То есть он побеждает. Но представим, что в первом туре участвует три кандидата. В голосовании участвовали 3,5 млн человек. За Кылычдароглу опять проголосовали 1,7 млн человек. Но в данном случае он набирает уже 48,5%, поэтому выборы уходят на второй тур. На этом моменте сторонники Кылычдароглу говорят, что виноват Индже. Однако это не так.
Эти дополнительные 500 тысяч избирателей хотят голосовать только за альтернативу и в случае ее отсутствия, скорее, проигнорят выборы. Именно Индже их привел. В случае отсутствия «варианта С» этих 500 тысяч просто не будет. В такой ситуации Кылычдароглу должен компенсировать этот пробел, но он этого сделать не может.
Поэтому полемика между Кылычдароглу и Индже – это спор о содержании выборов. Один говорит, что у нас есть одна цель – победить Эрдогана, мы должны объединиться вокруг нее, а уже потом вести борьбу между собой. Примечательно, что в последние пару дней команда Кылычдароглу пытается продвинуть тезис о том, что это необычные выборы, поэтому и логика на них должна быть необычная.
Второй говорит, что мы должны демократизировать выборы и повысить явку. То есть Индже за то, что политическая борьба и так есть, а кемалисты пытаются только сузить невыгодные для себя процессы.
Оба тезиса справедливы, но они отталкиваются от разных посылок. Однако как это бывает часто в политике, важно то, какое решение будет успешным в конкретном контексте. Решение может быть прекрасным как идеальный вид, но практике могут возникнуть проблемы. И, конечно, все зависит от того, какое решение будет продавлено.
Печать