Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о состоянии партийной системы в преддверии нового политического сезона.В преддверии очередного политического сезона «Новые люди» определились с главными темами предстоящей кампании – это повестка нормальной мирной жизни. То, что лидер партии Нечаев назвал «русской мечтой». Это прежде возможность самореализации для каждого. Их кандидаты сконцентрируют внимание на теме развития малого и среднего бизнеса, усиления региональных экономик, пополнения местных бюджетов за счет роста частного предпринимательства. Доминанта кампании — доказать, что Россия остается страной возможностей, страной, для которой лучшим ответом на санкции станет экономическая свобода.
Борьба с левым популизмом - еще одна тема для программного позиционирования. Левый популизм как главный враг рационального подхода и ответственной политики. Партия архаики КПРФ постоянно что-то обещает, продвигает патернализм, не дает людям повзрослеть и стать ответственными. Патернализм, по мнению «Новых людей», плохой вектор для государства. Поэтому в качестве основного оппонента они выбирают КПРФ.
Тема гражданских и предпринимательских свобод, борьбы с бюрократией и противниками конкуренции, предложения отказаться от излишнего регулирования и административных барьеров - это классика для умеренных правых партий.
С другой стороны, левый фланг — КПРФ и СЗРП. Но СЗРП все еще находится в поиске своего места в спектре. Новый социализм ими позабыт-позаброшен. Его место занял турбопатриотизм Прилепина и дружба Миронова с Пригожиным. Ставка на рассерженных патриотов, требующих от власти большей жесткости и в тылу, и на фронте. Сыграет? Не факт.
Бенефициар патриотического подъема – «Единая Россия». Инфоповоды СЗРП, образ Миронова с кувалдой - всё это рассчитано на то, что СЗРП сможет стать партией второго выбора для тех, кто поддерживает СВО. Но конкурировать с «Единой Россией» тут будет сложно.
Проще всего в этом сезоне ЛДПР. Образ Жириновского еще работает. Он пророк и икона. Партия заветов Жириновского в этом году сохраняет актуальность.
Что же касается КПРФ, то они потеряют значительную часть городского протестного электората. Раньше их электорат собирался как паззл. И в этом паззле было все больше и больше протестных элементов, которых КПРФ привлекала как «главная оппозиционная партия». Сейчас в условиях парламентского консенсуса в отношении СВО, политики президента, нынешнего курса в широком его смысле, тема оппозиционности КПРФ может в том виде, как это было раньше, не сыграть.
Партия «Яблоко», решившая стать «партией мира», вряд ли повысит к себе доверие. И не потому, что в обществе нет запроса на «партию мира». Запрос как раз есть. Просто предложение ему не соответствует. Явлинский - как гиря на ногах. Без глубокого ребрендинга партия обречена на прозябание, а с ребрендингом по ряду причин рисковала бы просто исчезнуть.
Запрос на региональных выборах в первую очередь на стабильность. Лишь бы не было хуже. И это работает на «Единую Россию». Но есть и запрос на новое, на разумную альтернативу. Всё будет решать явка. Общая апатия и деполитизация общества делает мобилизационные проекты главным инструментом успеха. Чем выше явка, тем больше шансы оппозиции. Главная проблема — многие избиратели не верят в то, что выборы что-то решают, часть избирателей не видит партий, представляющих их интересы и вызывающих доверия.
Надо как-то показать, что выборы - не только инструмент консервации, но и драйвер перемен. Тут нужны усилия не только альтернативных партий, необходима готовность федеральной власти этому подыграть, показать, что политическая конкуренция приветствуется.
Печать