Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о роли Китая в новой системе международной ядерной безопасности.Руководитель канцелярии комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам
Ван И встретился в Москве с Президентом РФ Владимиром Путиным. Учитывая вчерашнее заявление главы государства о приостановке участия России в ДСНВ, озвученное в послании Федеральному Собранию, многие задались вопросом – а не станет ли Китай активным участником новой системы международной ядерной безопасности?
Что касается ограничения на стратегические виды вооружения, думаю, что сейчас Китаю это не нужно. При этом он с удовольствием пообсуждает контекст угроз, который формирует отношение Соединенных Штатов к этому вопросу. Мы помним золотую мечту Трампа, когда он критиковал ДСНВ за то, что там не хватает Китая. И сегодня мы видим, что к американцам вернулся этот тезис, учитывая Великобританию и Францию (арсеналы этих ядерных держав НАТО также не учитывались в ДСНВ).
Сейчас эта подвешенность устраивает все стороны, потому что в ситуации нет ни контроля, ни сдерживания, ни согласия по ключевым параметрам безопасности, все научились как-то жить и надеяться, что та точка, когда придется договариваться – находится где-то в будущем. А пока можно что-то накопить, что-то разработать, что-то испытать.
Не думаю, что Китай жаждет стать главным миротворцем. От этого заявления («мирного плана»), судя по тем спойлерам, которые сами китайцы и озвучивают, многого ждать не приходится. Однако сама тема – хорошая тема для обсуждения, о том, что необходимо выстраивать эти контуры безопасности.
Если американцы сочтут, что создание новой системы международной ядерной безопасности хорошая тема для предвыборной кампании президентской, а с такой историей, я напомню, выступал Обама достаточно широко, то они тогда сделают в этом направлении какие-то шаги.
Но пока, чисто прагматически, США проще перевести еще на пару секунд «часы Судного дня», и обвинить в этом Россию, а заодно и Китай. Ну, а Китай отреагирует в своем типичном стиле передовиц своей англоязычной прессы, которую мы читаем и знаем.
Печать