Политический курс президента Молдавии Майи Санду расходится с интересами граждан государства и может повторить «украинский» путь. Такое мнение высказал бывший глава республики Игорь Додон. Ранее о том, что Запад готовит на роль «новой Украины» Молодову заявил глава российского МИДа Сергей Лавров.
По мнению политтехнолога, управляющего партнера коммуникационной группы «Первый советник», эксперта Центра ПРИСП Константина Труфанова, для такого развития событий есть множество предпосылок.Если выводить за рамки Украину, то в политическом аспекте на постсоветском пространстве, наверное, самые непредсказуемые события разворачиваются сейчас именно в Молдове, где наблюдается серьезное противостояние со стороны оппозиционных сил в отношении действующего президента Майи Санду.
В Молдове усиливаются разговоры о том, что страна может войти в НАТО, активно эту тему педалирует сама госпожа президент. При этом по различным социологическим опросам, как минимум, от 60 до 70% респондентов против вхождения Молдовы в НАТО. Наблюдатели также отмечают, что в Конституции Молдовы записан принцип нейтральности государства, поэтому решение вхождения в НАТО (помимо одобрения стран НАТО) должно приниматься на внутреннем молдавском референдуме.
Объявить такой референдум может и президент Санду, но пока, на мой взгляд, она не решится на это. В условиях борьбы с внутренней оппозицией, которую Санду сейчас скорее проигрывает, чем выигрывает, организовывать референдум по столь спорной теме – значит заранее подписать себе приговор.
Есть еще один, несколько конспирологический вариант, при котором Молдова может вступить в НАТО. Объединении с Румынией. Да, это совсем другая история, другой, скажем так, объем работы. Но я бы не скидывал со счетов этот вариант, хотя пока, наверно, рассматривал бы его как не самый приоритетный.
Повторюсь, политическая жизнь
Молдовы бурлит. Где-то этот процесс подогревает сама Майя Санду, потому что она видит, что схожий сценарии на Украине позволяет руководству этой страны получать определенные дивиденды в виде помощи иностранных государств, в первую очередь финансовой.
Все это и выливается в противостояние по украинскому сценарию. В том числе и противостояние политических игроков, которое последнее время выражается в публичных ссорах и даже драках в стенах парламента, как это было очень часто на Украине, но практически не было Молдове.
Отдельная история – взаимоотношения с автономной республикой Гагаузия, которая очень лояльно относится к России. Со стороны президента Молдовы позиция гагаузского руководство всячески зажимается, однако за спиной руководства Гагаузии стоит не только Россия, но и президент Турции Эрдоган (жители автономии этнически близки к турецкому населению). А ссориться сразу с двумя крупными политическими игроками, даже ради проевропейского хайпа, Санду вряд ли станет.
На все это накладываются
экономические проблемы. Официально Молдова стала страной с самой высокой инфляцией в Европе по итогам прошлого года. Больше 35%, такого нет ни в одной европейской стране. Есть и инфраструктурные проблемы, например, регулярное отключение света и воды даже в Кишиневе. Что, конечно, отражается на обычных жителях республики и уж точно не приносит дивидендов ни одной из сторон.
Безусловно, какой-то выход этой негативной энергии произойдет на местных выборах, которые назначены на октябрь 2023 года. Это в том числе выборы мэра в Кишиневе и других крупных городах, выборы главы Гагаузии и муниципальных депутатов.
Пока по всем раскладам ожидается серьезное проседание результатов правящей партии Майи Санду. Против нее сколочен, на мой взгляд, достаточно эффективный блок из социалистов, коммунистов и представителей партии «Шор». Понятно, что они преследуют разные задачи, но главный объект их критики президент Санду, которая от месяца к месяцу теряет свой рейтинг. Поражение ее партии на осенних выборах, на мой взгляд, будет уже последним сигналом для самой Санду. Ее выборы тоже не за горами, в 2024 году.
Печать