Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о ситуации на рынке нефти и газа. Мировая экономика имеет ряд нерешенных проблем и ее рост будет сталкиваться с ограничениями.
Несмотря на все усилия Белого Дома по снижению
цен на нефть в прошлом году, ключевой вопрос стоимости топлива (дизеля и мазута) для Штатов так и не решен. В отличии от стоимости нефти, цена дизеля в прошлом году так и не пришла в норму.
Отрезая российские НПЗ от мирового рынка, американцы лишь усугубляют проблему нехватки нефтеперерабатывающих мощностей. Имеющаяся альтернатива российским НПЗ в виде китайских и индийских самоваров – это лишь видимый профицит. Эта инфраструктура построена под будущий рост экономик этих стран. Если и когда мировая экономика начнет выходить из ковидной спячки топливные потоки индусов и китайцев быстро переориентируются с экспорта на внутренний рынок, а развитый мир столкнется с острым дефицитом топлива.
Пока в США и Европе не стали строить новых НПЗ (а в здравом уме при «зеленой» повестке этого делать никто не будет) время играет на российскую экономику.
Природный газ становится премиальным продуктом не только для европейцев, но и для американцев. В прошлом году цены на газ для домохозяйств оказались на самом высоком уровне с 2008 года. Выход американского СПГ на мировой рынок приводит к глобальной трансформации не только международного рыка газа, но и к заметным изменениям на внутреннем рынке. С возникновением опции экспорта, газ оказался востребованным товаром: десятилетие газа, как дармового продукта в США закончилось.
Если цены на природный газ останутся на высоком уровне продолжительное время, то в США начнутся заметные структурные сдвиги в электроэнергетике и коммуналке. Тренд на отказ от угля сломается, и это топливо начнет увеличивать свою долю в генерации. Протесты зеленых, в стране где умеют считать деньги, очевидно будут проигнорированы.
Печать