Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о том, как американская валюта уступает часть своих функций альтернативам.Хотим вас успокоить: пока килограмм стодолларовых купюр (около 100 тыс. долларов) ценнее килограмма золота (89 тыс. долларов), но это пока ― так дешево доллары в золоте не стоили никогда. Уже до конца года, очевидно, увидим весовой паритет. В привычной шкале за унцию на прошлой неделе давали больше 2500 тыс. долларов. Ралли золота происходило на фоне падения курса «американца» относительно корзины валют развитых стран (евро, иена, фунт). Однако курс доллара падает с регулярной периодичностью, а вот стоимость золота ставит рекорды не каждый год.
Причина золотого ралли на поверхности: впереди новый раунд снижения ключевой ставки ФРС. Перед выборами это произойдет неминуемо: американский избиратель-акционер должен почувствовать свое богатство, перед тем как отнесет бюллетень к урне. Лучший способ поддержать пузырь на американском рынке акций — это низкие ставки ФРС, а еще лучше работающий печатный станок. Тем более что притаившаяся инфляция позволяет сделать и то и другое.
За два десятилетия финансовые институты и регуляторы Штатов стали заложниками политической конъюнктуры: ради очков рейтинга той или иной партии в США эмитируются триллионы долларов новых долгов, эмиссия запускается по первой прихоти Белого дома, без каких-либо веских причин.
Продолжающееся монетарное безумие в Штатах толкает крупных суверенных инвесторов в «тихую гавань» ― золото. Десятилетия этой «тихой гаванью» были облигации минфина США. Надо отдать должное терпеливости инвесторов: даже такая очевидно недальновидная политика финансового блока США не отпугивала их от хронически инфлирующего доллара. Впрочем, у другого министерства Штатов — Пентагона — всегда были инструменты принуждения к покупкам облигаций для особо ретивых.
С началом открытого конфликта США и России последний заслон был снят (кто-то может прочитать, что миф о всесильности Пентагона был разрушен ― не будем опровергать такой вариант). Санкционная политика США против России вылилась в замораживание наших золотовалютных резервов странами G7. Это создало новый спрос на наличное, физическое золото в мире в последние пару лет.
Ключевые стратегические решения принимаются тихо, без шума и огласки в СМИ. О том, что они приняты, можно узнать из сухих сводок статистики. Так, данные Всемирного золотого совета (WGC) говорят об ускоренном выводе ЗВР крупнейших экономик развивающегося мира из US Treasures и долгов других развитых стран в золото. За последнее десятилетие крупнейшим покупателем золота в мире стала Россия, нарастив свои запасы в этом металле на 1298 тонн (в одной тонне 35 274 унции). Не новость, что параллельно наращиванию запасов в золоте Банк России сокращал запасы облигаций минфина США. Впрочем, на мировом золотом рынке такая политика Банка России не вызывала турбулентности. ЦБ скупал золото у российских аффинажных заводов, просто не выпуская желтый металл на внешний рынок.
Консервативнее вел себя Китай. Он скупал золото по всему миру, не распродавая облигаций минфина США. Но в КНР сосредоточена крупнейшая в мире золотодобывающая промышленность, поэтому формирование авуаров КНР тоже не вызывало сильных дисбалансов на мировом рынке золота. Тут стоит упомянуть, что некоторые аналитики скептически относятся к официальным цифрам золотых запасов Китая, считая, что они сильно занижены.
Увидев, куда уже десятилетие вкладывают свои запасы Россия и Китай и впечатлившись санкциями на российские ЗВР, на рынок золота ринулись и другие развивающиеся экономики — Турция, Индия, Узбекистан, Казахстан. И даже Польша. За долгие годы тихой скупки ликвидность физического рынка золота сильно подистощилась: предложение попросту иссякло, и новый спрос привел к мощной переоценке унции. Сейчас среди покупателей идет гонка за наличный металл. Когда она закончится — неизвестно. Долларов и евро в мировой экономике пруд пруди и будет еще больше, а вот количество золота крайне ограничено.
Валюта США доживает свой век, каждый день уступая часть своих функций — сбережения и расчетов — альтернативам: металлам, крипте и юаню. От доллара отказываются целые сектора мировой экономики — например, иранская, российская и венесуэльская нефть. В эту же сторону смотрят и арабы. Впрочем, есть еще и гигантская долларовая залоговая база, взаимные обязательства и куча других производных от доллара, способные удерживать его на плаву еще несколько десятилетий. Однако звезда доллара прошла свой апогей и пошла к закату. Учитывая количество эмитированных долларов в мире, прием наличного доллара на вес — дело времени.
Ранее опубликовано на: https://monocle.ru/monocle/2024/35/prodam-zoloto-dollary-ne-predlagat/
Печать