В прошлом рейды израильской армии на палестинские земли не отличались особым гуманизмом, поэтому его не стоит ждать и в случае начала полномасштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа, заявил публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артем Кирпиченок.Я думаю, что этот прогноз абсолютно точный. Тем более что есть заявления израильских чиновников о том, чтобы забомбить сектор Газа. Плюс настроения израильского общества, которое требует мести, и политическое руководство не может это игнорировать.
Не нужно забывать, что предыдущие рейды израильской армии на палестинские земли никогда не отличались особой гуманностью, и в ходе большинства операций Израиля гражданское население Палестины несло большие потери. Однако прежде это в какой-то степени купировалось реакцией западных стран. ЕС, США реагировали, и на определённых этапах израильское командование снижало активность.
К сожалению, сейчас и США, и Евросоюз дали Израилю полный карт-бланш на «окончательное решение палестинского вопроса», во всяком случае в секторе Газа. Некоторые израильские политики предлагают выдавить большую часть населения сектора на территорию Египта без возможности возвращения.
Это по сути дела означает завершение Накбы — то есть изгнания палестинцев, которое началось во время войны 1946–1947 годов. А потом на территорию сектора Газа, возможно, приедут израильские колонисты. Так что я не исключаю аннексию сектора Газа. В своей истории Израиль не раз так поступал. Была аннексия Голанских высот и Восточного Иерусалима.
Но с другой стороны, такие юридические шаги необязательны. Израиль может просто установить полный контроль над сектором Газа, и его будущее станет предметом дискуссий и торга, тем более что США и ЕС, скорее всего, в ближайшее время аннексию сектора Газа не признают, потому что это ухудшит их и без того непростые отношения со странами третьего мира.
Чего добьётся Израиль в ходе операции «Железные мечи»? Это зависит от очень многих факторов: от боеспособности израильской армии, от силы сопротивления, от того, вмешается ли в войну «Хезболла», какова будет реакция арабских стран. Иными словами, это уравнение с большим количеством неизвестных.
Впрочем, есть более компромиссные варианты. Израиль, например, может зачистить лишь северную часть сектора Газа и отдать её под управление палестинской администрации.
Следует понимать, что проблема не в самом движении ХАМАС, а в тех условиях жизни, которые сложились в секторе Газа и которые раз за разом порождают радикалов. Даже если израильтяне истребят всех членов ХАМАС до последнего человека, возникнет ещё какая-то радикальная организация, которая продолжит воевать против Израиля.
В последние 15 лет израильтяне заморозили ситуацию. Им казалось, что всё хорошо: США их поддерживают, уровень террора снижен до минимума, строятся новые поселения, а обстрелы со стороны Газы очень редкие. А коли так, значит искать пути для политического решения конфликта не надо. И то, что происходит там сейчас, — это следствие такой недальновидной политики.
Самое печальное, что каким бы ни был исход этой военной операции, руководство Израиля не готово политически решать проблему палестинцев. Да и Запад тоже.
Сейчас время работает на палестинцев, потому что меняется ситуация на информационном фронте. Эффект от нападения ХАМАС постепенно сходит на нет. Если сначала в мире была очень болезненная реакция на убийства мирных жителей, то теперь поступает всё больше информации, и ситуация выглядит всё более и более неоднозначной. С каждым днём всё больше и больше жертв среди мирного населения Палестины. А это влияет на общественное мнение на Западе и в странах Азии.
Однако Тель-Авив медлит с началом полномасштабной наземной операции, так как боится потерь в ходе штурма, а также того, что по Израилю с севера ударит «Хезболла», которая располагает большим арсеналом и дронов, и ракет. Иными словами, Израиль не спешит, потому что не хочет получить войну на два или даже три фронта.
Поэтому есть вероятность, что он так и не начнёт полномасштабную наземную операцию в Газе, если решит, что риски слишком велики. Тогда ЦАХАЛ ограничится боевыми действиями на периметре.
Этот конфликт в своей основе не религиозный, а национальный. Я напомню, что до 1980-х годов палестинское движение вообще было светским, а ХАМАС находился на периферии политической жизни и военной борьбы. А в руководстве палестинского движения было немало христиан. Корень проблемы не в религии, а в статусе палестинцев, в оккупационном режиме, в строительстве поселений. Но израильтяне постоянно стараются переключить тему на религиозный вопрос. Однако проблема именно в оккупации и в колониальной практике Израиля, который является последней классической колониальной державой: приехали колонисты, выгнали местное население, отобрали землю, строят поселения, а местных загнали в резервации и полагают, что всё получится. Но получается не очень.
Ранее опубликовано на: https://regnum.ru/news/3840482
Печать