Федеральная система дистанционного электронного голосования (ДЭГ) – наследник лучших разработок в сфере математики и криптографии, ведущихся с середины 80-х годов. Наблюдатели смогут вести контроль за всеми процедурами, транзакциями и артефактами («следами») – этого будет достаточно, чтобы обнаружить сбои и отклонения в работе системы. Об этом глава ТИК ДЭГ Олег Артамонов говорил на обучающем вебинаре для регионов в ОП РФ.
В Общественной палате РФ прошёл первый обучающий вебинар «Введение в ДЭГ: принципы работы и обеспечение прозрачности» — он открыл серию просветительских мероприятий для всех желающих вести контроль за федеральным дистанционным электронным голосованием (ДЭГ) на выборах Президента.
Вебинар провёл сопредседатель Корсовета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием, глава ТИК ДЭГ Олег Артамонов. К обучению подключились более 300 участников, представляющих Камчатский и Пермский края, Мурманскую, Челябинскую, Новосибирскую, Владимирскую и Нижегородскую области, Карелию и другие регионы страны. В ряде субъектов на связь выходили большие аудитории экспертов и молодёжи.
IT-специалист рассказал, что существующая федеральная система ДЭГ – не возникла внезапно, она наследник лучших разработок в сфере математики и криптографии, ведущихся с середины 80-х годов. «Федеральная система ДЭГ, которой мы с вами пользуемся, она является не просто наследником этих разработок, но и улучшенной версией протоколов тайного голосования. Это десятилетия академических дискуссий, десятки крупных работ и сотни работ второго эшелона», – подчеркнул Олег Артамонов.
Спикер напомнил, что базовые свойства ДЭГ – это прозрачность (возможность наблюдать за ходом любого этапа голосования), анонимность (невозможность установить соответствие между бюллетенем и избирателем) и аудируемость (возможность проверить корректность подведения итогов). В основе ДЭГ – криптографическая защита, благодаря которой любое нарушение базовых свойств создаёт неизбежные и обнаружимые артефакты («следы»).
Наблюдатели ведут контроль за процедурами (действиями, которые выполняют члены избирательной комиссии ДЭГ), транзакциями (событиями в блокчейне), и артефактами (отклонениями, которые говорят о нарушениях). Наблюдатели ищут: нарушения порядка создания, разделения, хранения, сборки ключей, подписания протоколов; остановку или нарушение порядка прохождения транзакций в блокчейне ДЭГ; статистические аномалии или сбои контрольных процедур автоматической проверки бюллетеней. Олег Артамонов особо подчеркнул, что никакие действия внутри системы ДЭГ не могут происходить вне транзакций, поэтому любые сбои и аномалии будут замечены наблюдателями.
В завершении встречи Олег Артамонов анонсировал выпуск научно-популярных материалов по теме ДЭГ в ближайшее время, а также проведение вебинаров, на которых будут рассматриваться технические средства наблюдения за ДЭГ, опыт их применения и другие вопросы предстоящего контроля.
Печать