24 сентября во Франции прошли выборы в Сенат, по итогам которых расклад политических сил практически не изменился. Большинство мест вновь займут представители правой партии «Республиканцы» и центристы. Эксперты НОМ проанализировали избирательную кампанию, а также ответили на вопрос: изменит ли политическая конфигурация отношения между Францией и Россией.
Состав Сената был обновлен наполовину, всего было замещено 170 мест из 348. Другие 178 мест в Сенате будут обновлены в 2026 году. По итогам выборов, организованных Министерством внутренних дел Франции, большинство мест в Сенате осталось закреплено за правой партией «Республиканцы» и центристами.
Политическая конфигурация Сената практически не изменилась: правая партия «Республиканцы» в союзе с Центристами сохранили абсолютное большинство, сообщил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров. Эксперт отметил, что на такой результат повлиял и тот факт, что в голосовании принимают участие только выборщики: депутаты различных уровней – «поэтому для рядовых французов избирательная кампания прошла незаметно».
С. Фёдоров предположил, что президент Эммануэль Макрон и его окружение, теряя популярность, будут вынуждены искать в лице республиканцев ситуативных союзников. «Роль Сената будет важна в смысле поиска компромиссов, на которые будет рассчитывать Эммануэль Макрон и проправительственное большинство», – пояснил эксперт, добавив, что они будут необходимы, так как на повестке – вопросы миграционной политики и другие резонансные темы.
Радикальных изменений в Сенате позволяет избежать отсутствие прямого голосования, объяснила доктор публичного права (Франция), приглашенный профессор МГУ Карин Беше-Головко. «На самом деле, Сенат и был создан для обеспечения политической стабильности в законодательной власти, чтобы сбалансировать бурную жизнь Национальной Ассамблеи. Поэтому эти выборы прошли спокойно, почти без открытой политической агитации», – сообщила эксперт. По её словам, «кулуарное» голосование «больших избирателей» создаёт условия для того, чтобы выборы прошли без какой-либо сенсации.
Сами избиратели Франции достаточно далеки от этого политического события, отметила Карин Беше-Головко. «Уровень поддержки населением Сената всегда был достаточно низким – меньше 30% и таким остается. В целом, даже если 62% французов считают его роль важной в законодательном процессе, только 34% интересуются выборами в Сенат. Они считают его нерепрезентативным в плане политической расстановки регионов и устаревшим», – рассказала о настроениях среди электората эксперт.
Что касается влияния итогов выборов на отношения Франции и России, то в этом вопросе положительных изменений вряд ли стоит ожидать. К. Беше-Головко убеждена, что в вопросах внешней политики Франция давно потеряла субъектность, поэтому «cитуация изменится, когда это понадобится глобальным силам». Она также подчеркнула, что антироссийская риторика является сейчас фоном политико-медийной жизни страны, нормой политико-общественного дискурса: «Ни одна системная политическая партия не рискует обходить этот теневой запрет. Ни один системный кандидат, и это тоже касается так называемых «оппозиционеров», не может смягчить дискурс о так называемой «российской агрессии», если он не хочет стать объектом политико-медийной травли».
Эксперт также рассказала, что, несмотря на отсутствие явной антироссийской риторики со стороны кандидатов, в стране не прекращаются попытки дискриминации российских граждан: профессорскому корпусу запрещено принимать участие в российских научных мероприятиях, ограничиваются в правах журналисты, есть неприязненное отношение к студентам из России. «Перечень подобных примеров можно продолжить, ситуация остаётся в этом плане крайне напряженной», – сообщила К. Беше-Головко.
2 октября состоится третий тур выборов в Сенат, где на открытом заседании будет избран председатель Высшего собрания Сената. Выборы председателя Сената будут проведены с помощью тайного голосования с трибуны. Ожидается, что на место председателя, как и в 2020, 2017, 2014 и 2008 годах, будет переизбран Жерар Ларше.
Печать