Автор:
Пресс-служба Заксобрания ЯНАО
Госучреждение ЯНАО отказалось рассчитываться по госконтрактам на ремонт основной региональной трассы, соединяющей Салехард с городами ХМАО-Югры. Официально причиной отказа в приемке работ стали нарекания к качеству пятисантиметрового верхнего слоя обновленной дороги. При этом основные претензии чиновники предъявили к низкому количеству влаги в уложенном слое асфальта. Управленцы даже пытались отказаться от судебной экспертизы качества работ, так как за два года, по их мнению, качество могло приблизиться к ГОСТу. Между тем эксперты считают, что основное зерно конфликта кроется совершенно в другом, ведь изначально все три контракта после частичного исполнения расторгли по соглашению сторон, но теперь дорожники решили добиваться выплаты причитающегося. Причиной таких событий может являться постепенное выдавливание прежних лидеров отрасли с многомиллионных дорожных строек. После того как вероятные кураторы компаний в госструктурах лишились своих постов, дорогостоящие контракты стали получать совсем иные фирмы, лидером среди которых стал тюменский «Мостострой-11». При этом бывший заместитель директора этой компании по производству теперь «рулит» департаментом транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
ООО «Пурдорстрой» потребовало от ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО» (ДДХ) выплатить долги по государственным контрактам на ремонт основной трассы округа, которая соединяет Сургут и Салехард, а также ответвлений от магистрали. Дорожники заявили, что с ними не был произведен полный расчет по трем государственным контрактам.
В общей сложности речь идет о невыплаченных из бюджета 42 млн рублей. Госучреждение также обратилось со встречным иском за срыв сроков исполнения соглашения. Правда, размер требований по нему лишь немногим превышает 40 тыс. рублей.
Согласно материалам Арбитражного суда ЯНАО, компания выполняла ремонт автодороги в 2019 и 2020 годах. Вопросы возникли к качеству ремонта асфальтового покрытия на участках Пурпе – Пуровск, от границы ЯНАО до города Губкинский и на подъезде к городу Тарко-Сале. Власти оплатили только те работы, по которым у них не возникло нареканий по качеству. Деньги не были перечислены за укладку 7 тыс. квадратных метров асфальтового покрытия толщиной в 5 сантиметров.
«Как показало лабораторное исследование кернов, проведенное ФАУ «РОСДОРНИИ», верхний слой покрытия из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси ЩМА-15 не соответствовал условиям качества, то есть требованиям нормативной документации, и не был принят государственным заказчиком. Зерновой состав использованной подрядчиком смеси не соответствует требованиям ГОСТ 31015-2002, содержание битумного вяжущего не соответствует требованиям ГОСТ 31015-2002, водонасыщение смеси не соответствует требованиям ГОСТ 31015-2002, покрытие не уплотнено», – объяснили свой отказ от оплаты в ДДХ.
При этом учреждение выступало против проведения судебной экспертизы, уверяя, что свежее исследование кернов будет непоказательным, так как дорожное полотно с годами уплотнилось и будет близко к норме.
Тем не менее арбитраж назначил проведение экспертизы, показавшей, что по основным параметрам покрытие соответствует ГОСТу и требованиям госконтракта, и лишь в двух случаях выявилось несоответствие по водонасыщению. В качестве дополнительного подтверждения качества дорожного полотна «Пурдорстрой» представил справки ГИБДД, которые подтвердили отсутствие аварийности на восстановленных участках дороги.
После длительного перерыва из-за проведения экспертизы суду предстоит вынести решение по спору чиновников и дорожников. Следующее заседание намечено на 15 февраля. Между тем источник «Правды УрФО» в политических кругах ЯНАО напомнил, что выбивание денег после подписания двухсторонних соглашений о расторжении всех трех договоров, как это произошло с описанными выше соглашениями, вероятно, свидетельствует о разрастающемся конфликте чиновников с дорожниками, которых оттеснили от основного потока государственных контрактов.
Согласно порталу госзакупок, «Пурдорстрой» и аффилированный с ним «Пурдорспецстрой» активно осваивали бюджетные средства на содержании региональной трассы в районе Пуровска, Тарко-Сале, Губкинского и Пурпе. Срок исполнения последнего крупного контракта на содержание описанного участка трассы Сургут – Салехард истек 31 декабря 2022 года. Новых масштабных заказов подрядчик не получал. Такую тенденцию ямальские дорожники связывают с изменениями в структуре правительства, а также в рядах руководителей государственных дорожных компаний.
По данным Росстата, владельцем компании «Пурдорстрой» является Магомадов Ахмед Исаевич. Директором «Пурдорспецстроя» – Магомадов Ильяс Исаевич, а основная часть уставного капитала находится в собственности материнской компании. С 2013 по 2017 год владельцем «Пурдорстроя» значился Иса Денисович Магомадов, который с 2015 года руководил ГУП ЯНАО «Ямалавтодор» вплоть до его реорганизации. После перевода компании в акционерное общество Иса Магомадов вплоть до августа 2020 года оставался на посту генерального директора АО «Ямалавтодор» (принадлежит ЯНАО), которое в статусе генподрядчика отвечает за содержание основных дорог округа.
Ранее «Правда УрФО» рассказывала об ухудшении позиций и других некогда крупнейших игроков дорожного рынка ЯНАО. В частности, речь идет о компании «Уренгойдорстрой», которую связывают с вице-спикером Заксобрания округа Алексеем Ситниковым. На госслужбу он уходил с поста гендиректора этой компании, а члены его семьи вплоть до 2017 года значились акционерами и основными членами совета директоров. Сейчас официально актив зарегистрирован на директора Александра Рыскова, который был назначен на руководящий пост все теми же Ситниковыми.
После его ухода с поста заместителя губернатора ЯНАО, курировавшего дорожную сферу, «Уренгойдорстрой» частично сдал позиции в сфере освоения средств на ремонт и строительство трассы Сургут – Салехард. Наиболее крупные контракты в 2022 году подчиненные Дмитрия Артюхова подписали с тюменским АО «Мостострой-11» (гендиректор Николай Руссу). Только на ремонт участка от Пуровска до Коротчаево компания получила более 8 млрд рублей, тогда как УДС, ранее концентрировавшему в своем портфеле заказов основные контракты с ямальскими дорожниками, достались работы на 5 млрд рублей.
В целом основную транспортную магистраль ЯНАО, которая должна связать окружной центр с «большой землей», в регионе называют «бездонной бочкой, в которую еще долгие годы будут уходить все новые и новые бюджетные миллиарды». «Ответственные чиновники годами кормят приближенные компании за счет этой многомиллиардной стройки», – добавил собеседник «Правды УрФО» в политбомонде округа.
«Я не так давно ездила по этой трассе. Дорога сложная, утомительная. Ее строили долго, открывали помпезно, но дорога растаяла с приходом весны. Понятно, что при строительстве и проектировании должны были в первую очередь учитывать наши суровые погодные условия. Сейчас остается надеяться, что строительство трассы все же будет доведено до конца», – подчеркнула депутат Заксобрания ЯНАО Елена Кукушкина.
Напомним, в 2021 году с приходом весны часть трассы между Надымом и Салехардом, которая была сделана в так называемом промежуточном (грунтовом) исполнении, была размыта. На некоторых асфальтированных участках дорога тоже начала проседать и потребовала ремонта. Лишь после этого к работе по изучению мерзлоты под проблемными земляными участками дороги подключили специалистов Научного центра изучения Арктики. А в конце 2022 года Алексей Ситников уже в статусе депутата заявлял, что «на отдельных участках дороги из Надыма в Салехард отмечается явная деформация, вызванная климатическими процессами», не упоминая при этом, что и «Уренгойдорстрой» участвовал в этой стройке.
Стоит отметить, в настоящее время сферу дорожного строительства в правительстве Дмитрия Артюхова вместо Ситникова курирует Александр Подорога, который до повышения возглавлял администрацию города Муравленко. Непосредственно же департаментом дорожного хозяйства и транспорта с весны 2021 года руководит Денис Напольских, в биографии которого удалось обнаружить один любопытный момент. Профессиональный путь в дорожном хозяйстве он начал в 2003 году в Перми. А с 2006 года работал в упомянутом ранее АО «Мостострой-11», где «прошел путь от мастера строительных и монтажных работ до заместителя директора по производству».
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Печать