Европу спасут лишь рекордные поставки СПГ летом. Только они позволят странам региона заполнить хранилища, запасы в которых к концу зимы могут составить всего 22%, что на 11 п.п. ниже нормы, — пишет BloombergNEF.
Ситуацию прокомментировал экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников.В Германии начало подгорать. Запасы ПХГ упали ниже 40%. А ведь в указанную цифру входит ещё и технический газ, а до конца отопительного сезона ещё 2 месяца. Морозы не лютуют, но и не отступают: ночью в Берлине стабильно ниже 0 °C. Цены на природный газ пошли вверх и, судя по всему, до начала следующей зимы будут держаться около 500 долларов за килокуб, а то и выше.
Однако проблема не столько финансовая, сколько физическая: возможность регазификационных терминалов Европы принять необходимые объемы СПГ, а после прокачать их до потребителей и ПХГ. Говоря иначе, если зима затянется, то могут начаться ограничения на потребление природного газа. И это в Германии в XXI веке.
В общем, не успел закончиться предыдущий газовый кризис, как начинается новый. И это вызвало дискуссию внутри немецких элит и поиск нового консенсуса среди различных фракций — подъездов «рейхстага».
В частности, на днях вновь высказался бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер:
«… я считаю правильным то, что я продвигал во время своего пребывания на посту канцлера: как показала практика, надёжные и стабильные поставки дешёвой энергии из России, не в последнюю очередь в сочетании с моим предложением сделать разведку и поставку газа более экологичными, используя современные и эффективные немецкие технологии[...] Принижать это просто абсурдно. Напротив, нам необходимы такие формы сотрудничества с Россией».Казалось бы, Герхард Шрёдер — давно находящийся на пенсии человек, уже 20 лет как оставивший свой пост канцлера. Какое влияние он имеет в обществе и политике? Однако не надо забывать, что с 2005 года он был председателем наблюдательного совета «Северо-европейской газопроводной компании», которая начала работу над «Северным потоком», а с 2017 по 2022 год был председателем Совета директоров «Роснефти» и чуть было не стал членом совета директоров «Газпрома». Говоря иначе, до начала СВО он был «смотрящим» за российским нефтегазом от Германии.
И когда Шрёдер что-то говорит про Россию, он выступает в качестве «говорящей головы» промышленного и энергетического капитала страны, зарабатывавшего сотни миллиардов долларов на потоках из России. И это голос немецкой «фракции мира».
Но элитарного консенсуса в Германии пока нет. В ответ на миротворческие посылы Шрёдера прозвучал и громкий ответ партии «войны»:
Дочерняя компания германской Uniper (сейчас подконтрольна кабмину ФРГ) — Lubmin-Brandov Gastransport GmbH — обратилась в международный арбитражный суд в Женеве для взыскания с «Газпром экспорта» средств за прокачку газа по сухопутному продолжению «Северного потока» — газопроводу OPAL. «Дочка» Uniper хочет взыскать с «Газпром экспорта» 45,2 млн евро с начислением процентов на указанную сумму.
Судится по указанному иску можно будет годами. Но он точно ставит крест на всех инициативах «партии мира». С таким иском желания «Газпром экспорта» срочно включить в работу уцелевшую ветку «Северного потока-2» для спасения замерзающего братского народа ФРГ — точно не будет, даже если одномоментно будут сняты все санкционные и политические ограничения на его работу.
Печать