Математик и математический экономист, член-корреспондент РАН, популяризатор математики среди детей и взрослых, профессор МФТИ и АГУ Алексей Савватеев – о введении 12-летнего обучения в школе.Заместитель председателя Общественной палаты Владислав Гриб предложил ввести в школах 12-летнее обучение, сообщает ТАСС. Он отметил, что такой подход к образованию диктуют реалии времени. «Это не просто необходимость, а требования сегодняшнего дня. <...> Школьная программа с каждым годом усложняется, все больше информации, больше предметов, научных дисциплин. В ряде стран искусственный интеллект изучается уже чуть ли ни с начальной школы. Этот объем знаний уже сложно уложить в 11 лет», - пояснил заместитель секретаря ОП.
Кроме того, обратил внимание Гриб, многих детей с пяти-шести лет готовят к программе первого класса. «Садик, подготовительные группы – это хорошо, но системное образование мы получаем только в школе. 12 и 6 лет – это требование сегодняшнего дня и в других странах это было введено еще два-три десятилетия назад»- заметил он.
С одной стороны, действительно, в большинстве развитых стран в школе учатся 12 лет. Иногда и больше: в Англии, с 5 до 16 лет дети учатся в школе, а затем те, кто собирается поступать в университет, учатся еще два года в своего рода профильных классах с небольшим числом предметов, и, сдавая ряд промежуточных экзаменов, получают оценку «A Level», которая является одним из критериев при поступлении. Отметим, кстати, что выпускной экзамен 12-летней школы в Англии отнюдь не является вступительным.
Во Франции после 12-летней школы наиболее мотивированные выпускники два года учатся на курсах, которые позволяют пройти систему конкурсных экзаменов для поступления в ведущие университеты (Grandes Ecoles).
В Китае, чей пример, по-видимому, вдохновляет многих высокопоставленных чиновников, в школе учатся 9 или 12 лет. Существует достаточно жёсткий отбор в старшие три класса, учеба в которых является весьма тяжёлым испытанием: учиться приходится до 14 часов в сутки.
Китайские дети сдают 6 экзаменов при отборе в старшую школу, затем тесты по 9 дисциплинам, затем конкурсные экзамены (гаокао) по 6 дисциплинам. Возможно, нынешняя китайская школа несколько более либеральна в сравнении с её обликом 30 или 50 лет назад, но и сегодня её суровость шокирует большинство иностранцев, включая приезжих из бывшего СССР.
К чему эти экскурсы? А вот к чему: много ли смысла в том, чтобы продлевать срок обучения, если государство не считает, что уроки должны проводиться, а выпускники школы должны что-либо знать по программе?
Само по себе это почти ничего не значит, кроме роста нагрузки на учителей, которая и без этого выросла за последние 12 лет на 30-40%, даже если не вспоминать про инклюзию.
Если нет возможности обеспечить большинство школ учителями, которые разбираются в работе с ИИ, то никаких уроков ИИ в школах не будет – ни в 11-летней, ни в 12-летней.
Недостаточно вписать во ФГОС и в расписание предмет, чтобы его начали адекватно преподавать хотя бы в 10% школ (см. пример курса «Вероятность и статистика»).
Можно, конечно, и год на изучение ИИ добавить, но сначала было бы хорошо начать преподавать информатику и сделать доступными основы программирования. Почему-то люди, владеющие этими основами, почти всегда находят другие возможности заработка, кроме работы за МРОТ.
Да, безусловно, в 11 лет крайне сложно или, скорее, невозможно втиснуть ещё что-либо. Но в любом случае – попытки осчастливить школу ещё какой-нибудь новой задачей должны начинаться с вопроса: а есть ли в наличии люди, чтобы всё это делать?
В случае общеобразовательной школы ответ очевиден: в условиях жесточайшего кадрового голода новые задачи решены не будут.
Можно, конечно, этого не замечать, поскольку в России требования государства к знаниям выпускника школы, мягко говоря, невысоки. А массовое списывание при помощи ИИ позволит достичь новых глубин.
Печать