Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о протестах и попытке военного переворота на Мадагаскаре.В очередной стране Африки, правда, отделенной от континента морской гладью – Мадагаскаре, происходят турбулентные политические события:
военный переворот. Для Африки и в частности Мадагаскара это уже традиционная история. Нынешний президент, против которого уже много дней идут протесты граждан, в свое время сам пришел к власти в результате переворота 2009 г., как глава оппозиции к президенту Равалуманану. При этом коренные проблемы острова так и не были решены: Мадагаскар как оставался одним из самых бедных государств Африки и мира, так и остался им при президенте Андри Радзуэлине. Примечательно, что сейчас армейское подразделение CAPSAT, которое поддержало протесты, играло ключевую роль в перевороте 2009 г. и было лояльно к Радзуэлине.
Нынешние протесты, с которых начался госпереворот на Мадагаскаре, тоже имеют экономические причины: постоянные перебои с электричеством (только треть населения имеет доступ к нему) и водоснабжением даже в столице страны. 20 млн человек не имеют доступа к электричеству и базовым услугам (при численности в 32 млн), 2/3 живут за чертой бедности. Государство при этом не сильно спешит решать эти проблемы, но постоянно декларирует свою приверженность экономическому развитию страны, тратя бюджетные средства на сомнительные популистские проекты. Погрязшее в коррупции правительство (Мадагаскар регулярно входит в топы самых коррумпированных стран) было отправлено президентом в отставку, но протесты на этом не прекратились. Сейчас там к власти приходит армия.
Очевидно, элитам, силовикам и народу надоела текущая ситуация. Президент Андри Радзуэлина победил на выборах в 2023 г., набрав 58% при явке в 46% - самой низкой за всю историю Мадагаскара. Разочарование в политических институтах дает о себе знать. Руководство страны не пользуется популярностью у большинства мадагаскарцев, и в его поддержку не будут выходить массы людей, тем более что в случае окончательного прихода к власти военных там может установиться на определенный период военная хунта, которая прикроет весь демократический фасад. Но нынешний президент уже, можно сказать, не глава государства.
Печать