Советник президента, председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев выступил за создание нового единого учебника по экономике. Об этом он написал в своей статье «Учебник экономики» для №3 журнала «Государство», который выпускается РАНХиГС.Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о методике подготовки единого учебника по экономике для российских вузов.Единый учебник по экономике для российских вузов - дело правильное и логичное в свете продолжающейся унификации, проникающей во многие сферы жизни общества. Но опять встают вопросы касательно как содержания, так и методики его подготовки.
Глава СПЧ Фадеев говорит о том, что западный «экономикс» чужд для российских традиционных ценностей, сообразно которым надо учить будущих экономистов. Позволим задать вопрос: а что подразумевается тогда под традиционными отношениями в экономической плоскости? Советская плановая экономика? Её, как мы помним, отвергли в 1991 году и возрождать не собираются. До революции у нас был зарождающийся капитализм, а до этого - феодализм. Что из этого - традиционная российская экономика?
И как работает российская экономика, если западный учебник по экономике этого не объясняет? Нет господства частной собственности? Не постулируется забота о малом и среднем бизнесе? Не проводится политика протекционизма, известная ещё с Нового времени? Хотелось бы узнать, в чем коренное отличие российской экономики от западной, если не считать того, что она сосредоточена на продаже ресурсов. Но это тоже вполне укладывается в западные экономические модели, в частности, мир-системную теорию. И кого считать основателем российской экономической школы, если старые авторитеты отвергнуты?
Думается, что об этой инициативе поговорят, и через некоторое время забудут. Одно дело - история и единый учебник по ней и совсем другое - экономика, в которой есть множество моделей, концепций, школ, практик. И сводить всё к единому принципу, конечно, можно (как было в СССР - политэкономия), только у нас и так все сведено к этому - к рынку и его невидимой руке. Остальное - нюансы.
Печать