Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о причинах роста насилия в политической жизни США.
Я часто сталкиваюсь с тезисом, что нынешняя поляризация в США это двухсторонний процесс. Якобы виноваты и левые, и правые. Там, где поляризация — есть и насилие. Но разве обе стороны исповедуют насильственную доктрину?
ТеорияДавайте максимально кратко и намеренно упрощенно для тг-формата об основах.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс прямо утверждали, что:
Насилие — повивальная бабка каждого старого общества, беременного новым.
Переход от капитализма к социализму предполагает слом старых производственных отношений, а значит — революционное насилие.
Ленин, Мао Цзэдун, Че Гевара — все ключевые фигуры левой традиции оправдывали насильственные методы как необходимые для разрушения «эксплуататорского строя».
А самое главное, насилие легитимизируется не как агрессия ради выгоды, а как инструмент «исторической справедливости». То есть встраивается в саму логику идеологии. Ну, типа если ради справедливости, то и выстрелить можно.
Ну что мы прадедов вспоминаем, когда есть просто деды — Георг Лукач и Герберт Маркузе.
Лукач рассматривал пролетарское насилие «ответным» и неизбежным, ведь классовая борьба не может завершиться без разрушения прежних форм общества.
По его мнению, буржуазное общество не может быть свергнуто мирными средствами. Для него капитализм — это уже насилие.
Маркузе выделял репрессивное насилие (государство, класса) и освободительные, радикальные действия угнетенных.
Если капитализм уже содержит насилие в себе, то нет греха использовать его, как меньшее зло.
В итоге, насилие в революции есть не произвольное средство, а историческая необходимость, вытекающая из самой структуры капиталистического общества.
ПрактикаНасильственная борьба для левых — это не просто часть идеологии, это часть идентичности:
— Русская революция и большевизм;
— Китайская культурная революция;
— Латиноамериканские партизаны (Куба, Колумбия, Никарагуа), в Колумбии с FARC воюют 52 года!
— Антифа и уличное насилие в ЕС и США;
— Поддержка террористов из ХАМАС, как часть антиколониального движения против Израиля.
А еще Красные бригады в Италии, Фракция Красной Армии в Германии, Action Directe во Франции. За каждой организацией числятся убитые. Конфликт Колумбии и FARC унес суммарно около 220 000 жизней.
КультураА что у американских «правых»? Либертарианцы, у которых главный принцип — неагрессия. Консерваторы, которые не приемлют насилие из-за веры в Бога с главной заповедью «не убей».
Это люди, которые молятся за пострадавших после шутинга в гей-клубе* в Орландо в 2016 году. Хотя казалось бы, пострадавшие для них — «чужие».
Конечно, среди них есть отдельные шизы, но нет культуры считать своих оппонентов врагами, заслуживающих смерти или насилия.
Лучше всего современных левых в США отражают дебаты Патрика Бет-Дэвида и 20 молодых антикапиталистов. Это настоящая фокус-группа, прямо материал для исследования паттернов мышления. У видео есть субтитры.
Молодые ребята выступают с позиций «мы враги», и «надо у тебя все отнять». Но на аргументы, что когда-то сам ПБД был нищим мигрантом армяно-сирийского происхождения из Ирана тотальный игнор. Сейчас-то он богатый, а значит, другой, враг.
Сразу вспоминается теория культурной гегемонии у Антонио Грамши. Она объясняет, что реальная власть зиждется не только на оружии и деньгах, но и на контроле над культурой, образованием и идеями, которые кажутся обществу естественными.
Короче, по этой теории надо работать с идеями и культурой. В университетах, в школах, в партиях. Если ты не воспитываешь своих детей — их воспитает кто-то другой. Все просто.
Именно это и происходит десятилетиями в США со стороны левых. Поэтому 62% американцев в возрасте от 18 до 29 благоприятно относятся к социализму и 34% к коммунизму согласно YouGov.
Такие люди, как Чарли Кирк двигали маятник в противоположную сторону.
*международное движение ЛГБТ признано экстремистской организацией по решению суда
Печать