Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - об экспорте российской нефти.Столько инфографики как о нефти из России, нет о нефти ни из одной другой страны. Что само по себе знаково. Тема очень горячая. Никому не интересно, куда экспортирует Ирак, Иран или Саудовская Аравия. Но медиапространство наполнено путями движения российской Urals. Тут стараются и Bloomberg, и Reuters, и FT, следя через спутники ДЗЗ за каждой живопыркой загружающей нефть, СПГ или мазут в российских портах.
Называя вещи своими именами: вопрос курирует разведка, прикрывая свою деятельность тяжёлой медийной артиллерией в виде уважаемых агентсв. Например, российские ТАСС или РИА прямых данных со спутников не имеют. Порой даже за деньги. Тем более в режиме он-лайн.
С другой стороны, несмотря на то, что интересанты всё видят, сделать ничего не могут. Без шума и пыли ежедневно множество судов отправляется из российских портов в порты Индии или Китая. Ещё тише компании‑покупатели через цепочку банков и посредников оплачивают эти поставки в рублях, юанях или дирхамах. То есть огромный кусок мировой торговли нефтью выпал из поля влияния Минфина США. Огромный кусок мировой логистики находится вне контроля со стороны европейских и американских надзорных органов и военных. И этот сектор растёт. В «тени» идёт торговля иранской, венесуэльской, ливийской нефтью.
И это важнейшая потеря США и Европы в конфликте на Украине. Оказалось, что реальная экономика может жить и развиваться без доллара США, без английских страховок, без греческого флота, без немецкого спроса. То есть финансово‑посреднические услуги Запада реальной экономике не очень-то и нужны.
Печать