Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о последствиях запрета поиска экстремистских материалов для научных исследований.Решение об ограничении поиска в сети экстремистских материалов уже в краткосрочной перспективе может обернуться ударом по самому механизму борьбы с экстремизмом. Просто в силу того, что оно заблокирует возможность научного изучения экстремизма.
Обсуждая соответствующую инициативу, законодатели фактически проигнорировали тот факт, что сбор данных относительно экстремистских движений и идеологий может осуществляться исследователями. Надежды на то, что возникающую брешь в обеспечении данными о террористах, экстремистах и разных иных «самокатчиках» (нехороших людях, иными словами) смогут закрыть ведомственные эксперты, беспочвенны. Суть 90% публикаций «исследователей в погонах» и иже с ними вполне укладывается в формулировку «Экстремизм – это плохо, а его сторонники – ужасные люди, занимающиеся противоправной деятельностью». Вы не найдете в большинстве соответствующих работ даже следов попытки вдумчивого и детального разбор причин роста популярности экстремизма или, упаси uосподи, неэффективности действующих мер его профилактики.
В «дозапретный» период ситуацию хоть как-то позволяло выправить наличие независимых исследований, авторы которых и так скользили по лезвию ножа, поскольку в глазах дорогих правоохранителей попытка осмыслить и рационализировать мышление и поведение экстремистов опасно близка к их оправданию. Теперь же изучение экстремизма на научной основе и вовсе превращается в забег по минному полю.
Печать