Первые лица государства подчеркивают важность поддержки участников СВО и членов их семей в регионах. В частности, глава государства ранее призвал расширить федеральный проект «Время героев». С аналогичным предложением выступил и заместитель председателя Совета Безопасности РФ, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев. Он отметил, что партия разработала Единый стандарт региональных мер поддержки участников СВО и членов их семей и ведет постоянный контроль за его реализацией.
Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о задачах губернаторского корпуса в наступившем году. Согласно установке президента, региональные руководители будут запускать на своих территориях, а многие уже сделали это, местные прототипы большой программы «Время героев». Правда, почти везде происходит слепое копирование, то есть опять делается упор только на военнослужащих, бывших или действующих. Те же, кто проявил себя на ниве мирного строительства, отсекаются, а это неправильно.
Потому что врачи, учителя, строители ездили в зону специальной военной операции, трудились там месяцами с риском для жизни - и несправедливо их вычеркивать. Считаю, что это мина замедленного действия – так разделять людей, которые (каждый на своем участке фронта) трудятся во имя нашей Победы.
Вторая «мина» заключается в том, что уже сейчас поступают тревожные сигналы, когда некоторые военнослужащие в регионах избираются депутатами, занимают должности муниципальных служащих. После чего сотрудники военкоматов приходят к ним и говорят, вам нужно вернуться и продолжить службу. Некоторые истории становятся достаточно скандальными. И это происходит абсолютно на ровном месте. Почему эту ситуацию нельзя разрешить на берегу, непонятно. Я как член СПЧ намерен в этом разбираться предметно. Как иначе формировать новую элиту, если ее, по сути, во власть и не пускают.
Еще одна проблема заключается в том, что после того, как демобилизованные ребята, прошедшие обучение по программе «Время героев» (или в региональных аналогах), будут входить в органы власти, и с их жаром и пылом, желанием наводить порядок они практически наверняка столкнутся с бюрократией, чрезвычайной зарегулированностью процессов. В итоге неизбежно начнутся конфликты с так называемыми старыми элитами, контролирующими органами и структурами. Такие звонки в ряде регионов уже раздаются: участники СВО, не владеющие навыками переговоров, совещаний, поиска компромиссов, записывают резонансные видеообращения с центральных площадей городов, рассказывая, например, как им «все мешают работать». Не всегда это так, однако это тоже проблема.
Поэтому вызовы для губернаторского корпуса в 2025 году следует рассматривать в контексте СВО и ее участников. Так, осенью стране предстоит очередной Единый день голосования. Согласно имеющимся установкам, партиям рекомендовано выдвигать во власть участников спецоперации. И это, повторюсь, чревато конфликтами, потому что никто не захочет уходить и отдавать свои места. А придется.
Если же будет заявлено мало таких кандидатов – это плохо. Если много таких кандидатов – тоже плохо. Могу предположить, что подобных скандальных историй будет немало. И их будут подогревать враги – через отлаженные «сетки» ЦИПсО.
Кроме того, не стоит забывать, что возвращение демобилизованных бойцов в свои регионы будет ставить сложные вопросы об их социализации, включении в мирную жизнь. Это все непростые вопросы, которые становятся ключевыми вызовами, проблемами и рисками для руководителя регионов. Таким образом, речь идет об очень большой и комплексной задаче, которую предстоит решать.
Печать