Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о мифологии «дискурса о перемирии». – Хочешь идти на войну – иди. Мы будем ждать тебя с победой.
– Шо-то я не понял, ты же говорил, что они готовы отдать за меня жизнь?!
– Ну, видимо, я ошибся.
– Вы тут шо, все обалдели, вы не хотите идти на войну?
«330 еврейцев», 95-й квартал
По мере приближения инаугурации Трампа в Сети все более активно обсуждают перспективы заключения перемирия между Россией и Украиной. И чаще всего эти дискуссии развиваются в рамках мифотворчества.
Во-первых, продвигается тезис о том, что до конца 2024 г. якобы отсутствовали реальные предпосылки для замораживания конфликта. Люди словно забыли о том, как после провала украинского контрнаступа в 2023 г. почти из каждого утюга звучали слова о том, что стороны пришли к позиционному тупику. Равным образом преданы забвению события конца 2023 – начала 2024 гг., когда обострение конфликта на Ближнем Востоке настолько отвлекло внимание и ресурсы США от боев на Украине, что на повестку дня встал вопрос о прекращении поставок оружия «незалежной». Амнезия поражает публицистов и в отношении курских событий, когда захват Суджи рассматривался большинством участников медиабаталий именно как попытка Украины захватить предмет торга на переговорах с Кремлем в условиях нехватки ресурсов для проведения стратегических наступательных операций у обеих сторон. А то, что и Москва, и Киев испытывают серьезные проблемы с рекрутированием военнослужащих, обсуждали, как минимум, с начала 2024 года.
Во-вторых, звучат заявления о том, что «активная часть украинского общества» отторгает саму идею перемирия. То, что даже украинские власти признали, например, невозможность возвращения Крыма военным путем. Об этом заявил лично Владимир Зеленский, чьим кредо в области публичной политики давно стала ретрансляция идей «партии войны» внутри украинского общества.
В-третьих, эксперты ломают голову над тем, какую позицию занимает
«молчаливое большинство» украинцев, чье мнение якобы доподлинно никому неизвестно. Откроем секрет Полишинеля: большинству украинских обывателей (как их российских «братьев по классу») абсолютно безразлична судьба спорных территорий, если они только не являются их жителями или не имеют там родственников либо собственность. Приоритетом для «молчаливого большинства» украинцев является прекращение боевых действий и возвращение к нормальной жизни при условии выработки надежных гарантий «заморозки» конфликта. Их позиция по отношению к продвигавшейся ранее Зеленским и «ястребами» идее «войны до победного» проста: «Ради Бога, Володя, хочешь идти на войну – иди, мы будем ждать тебя с победой».
Печать