Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о том, как прошло обсуждение ФЗ о такси.В ГД прошло межфракционное заседание по поводу закона о такси (580-ФЗ). Я уже рассказывал, что эта повестка использовалась во время кампании в МГД. Сегодня воочию увидел, как проблемы вокруг этой темы пытаются решить на федеральном уровне.
Краткая предыстория: в 2022 году приняли регулирующий закон. В нём прописали получение разрешения на осуществление услуг, единый реестр перевозчиков и легковых такси, уточнили статус самозанятых и пр. Короче, попытались описать все процессы, перевести таксистов из серой зоны в белую.
Прошёл год, часть проблем были закрыты, но, как сказали во время заседания, такие законы пишутся кровью и через горький опыт. Осталось несколько проблем, которые необходимо решить:
1. Рост цен. Закон зацементировал рынок, но цены продолжают расти на фоне вызовов внутренней и внешней политики. Стоимость выросла в 3-5 раз по сравнению с предыдущим годом.
Решение: борьба с монополией крупных игроков (мы все знаем его имя).
2. Дискредитация многодетных семей. Если вы ставите плашку «с детьми», стоимость такси растёт. Если едет большая семья, приходится вызывать сразу 2 машины, что не каждый может себе позволить. Сиденья для детей оставляют желать лучшего по качеству и размерной сетке.
Решение: отказ от наценки за детей, добавление тарифной сетки для многодетных.
3. Безопасность пассажиров и водителей. Конфликтные ситуации между участниками перевозок нередкая ситуация.
Решение: видеорегистраторы в каждой машине.
Итоги первого года работы закона:
Главный вывод — рынок такси не поменялся после принятия закона. До сих пор есть огромное количество устаревших требований, отсутствие цифровизации, бюрократия - например, нельзя просто так поменять статус с ИП на самозанятого, надо сниматься с учёта и снова регистрироваться. До сих пор не до конца понятен статус последних, а требования к ним огромные.
Отсутствует понимание региональной специфики. Например, в Воронежской области отказались от требования к покраске средства из-за того, что 85% всех машин — частники. Покраска понижает машину в стоимости на вторичном рынке. В других регионах необходимо учитывать специфику рынка. Единственный регион где нет проблем — Москва и Московская область.
Серый рынок стал больше, появились таксопарки только для мигрантов. В регионах водители уходят в боты и чаты, потому что не могут выполнить требования закона. Ни страховки, ни ответственности ожидать от них при оказании услуг не стоит.
Другие проблемы со стороны водителя. Самозанятые не получают отпуска, пенсии, медицинский осмотр. Они могут работать по 12-14 часов, спать в машине, что сказывается на безопасности всех участников движения. Региональные представители попросили разрешить членам семьи пользоваться транспортом таксистов.
Со стороны законодательной власти и участников рынка решили, что агрегаторы должны заниматься развитием инфраструктуры — парковками, лицензионными центрами. Со стороны городов они получают выделенные линии, но сами вклад в город не вносят. Что круто, пригласили не только Яндекс, но и «Шоколад», «Максим», региональных игроков.
Интересно объяснение, почему таксистами работают преимущественно мигранты — сложность выполнения требований закона, легче уйти в серую. Если в Москве может реально не хватать рук (сомнительно, но окей), то в регионах даже законы о запрете мигрантам работать в этой сфере принимают.
Вторая версия — бюрократия, которая не учитывает межрегиональные поездки в разные города. Туда таксист едет с заказом, а обратно пустой, потому что местный Минтранс не разрешает.
По всем этим проблемам проработаны совместные решения с участниками рынка, что меня немного приободрило. Мой скептицизм к государственным институциям понятен, но все предложения от водителей и агрегаторов были учтены.
Посмотрим, как предложения будут реализованы в виде поправок к закону. Тут есть сложность, что та же цифровизация касается уже исполнительной власти.
Отдельно выделю отличную модерацию заседания со стороны
Дмитрия Гусева.
Печать