Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый – о досрочных парламентских выборах в Великобритании.Премьер-министр Великобритании Риши Сунак, выйдя из дверей своей резиденции на Даунинг-стрит, 10, объявил журналистам, что получил от короля Карла III формальное разрешение на роспуск нижней палаты парламента. Что означает проведение досрочных парламентских выборов, которые пройдут 4 июля. Пока Сунак говорил, стоя за трибуной, начался проливной дождь и промочил костюм выступающего премьера насквозь, дав понять, что вряд ли он выйдет сухим из воды.
Очередные парламентские выборы в Британии должны были состояться не позднее 28 января 2025 года, но, по всем опросам общественного мнения, правящая Консервативная партия с треском проигрывает их. Согласно опубликованному 9 мая опросу, проведенному компанией YouGov по заказу газеты Times, за Лейбористскую партию готовы были проголосовать 48% британцев, а за Консервативную лишь 18% опрошенных. Опрос Opinium Research, опубликованный 18 мая, продемонстрировал намного менее значительный разрыв между партиями: за лейбористов были готовы проголосовать 43% опрошенных, а за консерваторов — 25%.
Объявление досрочных выборов — отчаянная попытка консерваторов переломить тенденцию, ведущую их к неизбежному поражению. Двузначная инфляция, так долго терзавшая британского потребителя, наконец-то снизилась до 2,3%. «Экономическая стабильность — основа любого успеха... Я докажу вам, что правительство консерваторов под моим руководством не поставит под угрозу нашу экономическую стабильность», — заявил Сунак в речи по случаю объявления досрочных выборов. Проведение выборов летом, а не зимой, когда британцы вновь получат огромные счета за отопление, тоже призвано сыграть на руку правящей партии. А кроме того, инициируя проведение выборов на полгода раньше срока, Консервативная партия как бы демонстрирует, что, во-первых, не держится за власть, а во-вторых, уважает мнение избирателя.
Однако эти попытки тщетны: Консервативная партия изрядно разочаровала избирателя. В 2022 году разгорелся скандал, вызванный поведением членов правительства во время пандемии COVID-19 и ложью премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона о том, что он не участвовал в правительственных вечеринках во время карантина. Тогда канцлер казначейства Риши Сунак первым ушел в отставку, возглавив исход правительственных чиновников с тонущего политического корабля. Новый премьер-министр Великобритании Лиз Трасс вошла в историю как политик, сумевший угробить свою карьеру в максимально кроткий срок: она занимала должность главы правительства менее двух месяцев. И за это время своими неумелыми заявлениями обвалила курс фунта стерлингов, распугала инвесторов на долговом рынке и едва не пустила на дно всю экономику страны. Согласно опросу Ipsos, она стала самым непопулярным в современной истории страны премьером, чью деятельность одобряли лишь 16% граждан. При премьерстве Риши Сунака ничего ужасного не произошло, но и ничего хорошего тоже: у британцев сложилось ощущение, что они живут в перманентном кризисе.
Российско-британские отношения за последние несколько лет опустились до столь низкого уровня, что, пожалуй, оказались даже хуже российско-американских. Чего только стоит поступок Бориса Джонсона, сорвавшего мирные российско-украинские переговоры весной 2022 года.
Как правило, лейбористы проводят менее агрессивную внешнюю политику, нежели консерваторы. Но бывают и исключения: например, в 2003 году лидер лейбористов премьер Великобритании Тони Блэр отправил свою армию помогать американцам захватывать Ирак.
Печать