Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о необходимости новых подходов к современному русскому национализму. В стране с преимущественно русским населением не мог не реализовываться запрос на идентичность. Нынешний русский национализм – это не бритоголовые скинхеды, а хорошо образованные молодые представители среднего класса типа
Романа Юнемана. Есть ли потенциал у этого темы русского возрождения? Безусловно. Интеллектуальный русский национализм — это, например, философ
Борис Межуев.
Надо ли обуздать Юнемана и Межуева? Нет, власти просто надо направить их и им подобных активность в то русло, которое устроит власть. Националистов раньше прессовали, пришло время их приручать. Что у власти неплохо получается. А для борьбы с издержками бытовой ксенофобии есть Уголовный кодекс. Потенциал есть, причем уже лет сорок как минимум, а политического национализма нет.
Вообще, тут бы для начала определиться с термином. А то и бабка с критикой понаехавших – это национализм. И Дугин, и Юнеман, и Межуев, и даже сам Путин. Какого-то то стопроцентно общепринятого определения нет, но в общем и целом считается, что национализм – представление об этнической общности как важнейшем факторе социально-культурного бытия и развития, отрицание плавильных котлов и стремление к максимально возможному совпадению этнических границ с государственными. Каких-либо заметных, тем более влиятельных организаций или движений, соответствующих этим параметрам, в России не было, и сейчас нет. Одни маргинальные группки. Их обуздывать – дело несложное. Опыт в этом накоплен огромный.
Кстати, самым известным массовым движением, похожим на националистическое, было ДПНИ (запрещенная в России экстремистская организация) в нулевые. Его разгромили безжалостно, даже несмотря на травоядные еще времена. Но вот проблема ущемленности русских, замещающей миграции, столкновения культур, этнического криминала никуда так и не девается, наоборот, только обостряется с каждым годом. Соответственно, растет стихийная ксенофобия, которая сама по себе еще не национализм, но его важная предпосылка.
Обуздать кружки разночинцев и отдельно стоящих блогеров нетрудно. Но поскольку обуздывать факторы, вызывающие рост ксенофобии, власть не может или не хочет, эти настроения, лишенные легального политического выражения, будут закипать подспудно. Под крышкой котла, в котором власти из разных этнических ингредиентов формируют единую общность россиян, время от времени может происходить бурление, вырываясь наружу в форме межэтнических конфликтов. Их постараются превратить в пар. Более того, этот пар можно выпускать целенаправленно.
Печать