На днях в СМИ появились сообщения, что ряду специалистов ООО «Бамтоннельстрой-Красноярск», задействованных в проекте строительства красноярского метро, предложили уйти в оплачиваемый отпуск из-за частичной приостановки работ.
История со строительством метро в Красноярске похожа на долгоиграющую пиар-акцию, так прокомментировал сложившуюся ситуацию политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко.После того, как прошли выборы губернатора в Красноярском крае, тема метро потихонечку уходит на задний план, перестает фигурировать в СМИ. Пропали публичные штабы, которые раньше были чуть ли ни каждую неделю. В итоге появились две информационные ветви. Первая — по поводу того, что сотрудников отправляют в отпуска, не выплачивают зарплату и так далее. А вторая связана с тем, что возникли проблемы со строительством в центральной части города из-за археологических раскопок. Все это выглядит достаточно странно и похоже на постепенное сворачивание проекта метро. Хотя в определенный момент уже после выборов в Красноярск прибыл тоннелепроходческий комплекс, его с помпой запустили. Но при этом тема долгостроя сопровождает красноярский метрополитен уже почти 30 лет.
Мне кажется, что изначально это был проект под выборы губернатора, потому что уж очень ярко там начинали проводить работы. А сейчас все затихло. Хотя вполне вероятно, что эта тема расцветет перед выборами президента. Я изначально не сильно верил в то, что красноярское метро внезапно начнет строиться, учитывая, что каждый раз срок его сдачи совпадает со сроком завершения деятельности очередного губернатора. Александр Усс говорил, что метро будет запущено в 2023 году, а срок полномочий у него истекал в том же году. Сейчас уже говорят, что к 2028 году метро запустят, и опять же губернаторский срок Михаила Котюкова истекает в 2028 году. Это просто похоже на долгоиграющую пиар-историю, которая никак не может завершиться строительством метрополитена.
Федеральный центр знает об этом долгострое, потому что метро в Красноярске строится еще с 80-х годов прошлого века. Насколько я понимаю, сейчас возникли противоречия между основным подрядчиком и субподрядчиком. Мне кажется, что вопрос все-таки связан с выделением финансовых средств, в тех информационных тенденциях, которые формируются, явно проглядывается желание заморозить проект.
Так как никаких региональных средств не хватит на такое строительство, выделяются средства федеральные. Но мы помним, чем закончилась история с проектированием метро: уголовным делом Олега Митволя. Из федерального бюджета был выделен 1 млрд рублей. Этот проект выполняли одновременно с началом подготовительных работ. И сейчас непонятно, что с этим проектом. Во всяком случае, никто не заявлял, что он прошел госэкспертизу или утвержден. Видимо, с этим связаны пробуксовки строительства метрополитена. Без проекта строить невозможно. Объем федеральных средств, которые были вложены, в итоге непонятен. Видимо, на те работы, которые ведутся сейчас, федеральные деньги еще не пошли.
Печать