Журналист, эксперт Центра ПРИСП
Петр Скоробогатый в своем
Telegram-канале продолжает следить за обстановкой на Украине.
Украина. Итоги 13.11.2023. Шестьсот двадцать восьмой день операции.
1. Забрав инициативу на фронте примерно с 5 октября ВС РФ продолжают планомерное давление на всех участках с целью вымотать противника, вынудить его растратить резервы и уступить территорию там, где прогибается оборона. В октябре месяце впервые с мая этого года баланс контроля территорий для ВС РФ стал положительным (+10-20 км кв), и эта тенденция продолжилась в ноябре. Частично отвоеваны утраченные летом позиции на Запорожском и Артемовском направлениях. Российская армия продолжает пользоваться ощутимым преимуществом в весе залпа и в воздухе, сказалась и чрезвычайно успешная работа ПВО и ВКС, в ходе которой противник за месяц потерял около двух десятков бортов.
2. В то же время пока не приходится говорить о каком-то переломе. ВСУ не особо снизили артогонь, имеют хороший запас дронов, достаточный человеческий ресурс – в ход идут мобилизованные за лето батальоны, но не стратегические резервы. Стало ощутимо меньше высокоточных ракет и снарядов. Хуже с мотивацией и боеспособностью. Но достаточно техники – и судя по регулярным поставкам дефицита здесь ждать не приходится, тем более, мы не видели «Абрамсов».
Политический тренд – разговор особый, но пока мы основательно вваливаемся в продолжение войны в 2024 году.
3. ВС РФ организовали «точку притяжения» в Авдеевке, условно повторяя артёмовский зимний кейс, но крайне аккуратно расходуя собственный ресурс. Запорожье и Артёмовск поддавливают, скорее, чтобы не дать перебросить отсюда резервы, – слишком болезненным медийно будет потеря позиций, которые ВСУ выгрызали с огромными жертвами летом. Перспектива ВС РФ сохраняется у Угледара и на Сватово-Кременном и Купянском направлениях, тут всё зависит от степени усталости обороны. ВСУ, в свою очередь, форсировали операцию в Поднепровье, пытаясь локальными ударами оттянуть часть российских резервов и обозначая угрозу прорыва к Крыму.
4. Авдеевка. По данным украинцев, здесь задействована 40-тысячная группировка российских войск, и это похоже на правду. Часть группировки переброшена с краснолиманского направления, частично задействованы новые соединения и отряды «Шторм Z», а в основе – донецкий АК.
Можно предположить, что на начальном этапе с учётом фактора внезапности (а российскому командованию действительно удалось скрытно накопить атакующие силы и огневой ресурс) ВС РФ рассчитывали на лучшие результаты, но едва ли речь шла о стремительном завершении охвата. В конечном счете, вся операция нацелена на сковывание значительной боеспособной группировки противника (15 тысяч внутри и столько же по флангам) с постепенным истощением обороны и обжима города с флангов. За месяц удалось взять террикон и выйти к коксохиму и укрепу в Петровском-Бердычи с севера; а с запада - к укрепу Северное-Тоненькое и части городских кварталов. Продвижение к укрепу «Царская охота» с юга, вероятно, удачное стечение обстоятельств.
Вместе с этим ВС РФ решает задачу укрепления занятых позиций со всех сторон, сдерживая мощные контратаки. И это удаётся при значительных потерях обеих сторон в технике и людях. Загадывать на будущее здесь смысла нет, операция не быстрая, объём задействованных сил с обеих сторон значительный. С Авдеевкой мы войдём в зимнюю кампанию. Задача ближайшего времени – установить плотный контроль над логистикой противника в районе.
5. Артемовск. ВСУ здесь также сильно пострадали в ходе переброски резервов на иные участки. Примерно с 6 ноября ВС РФ резко нарастили давление на флангах города, с целью отбросить противника на исходные весенние позиции. Особенно хорошо идёт с севера. ВС РФ установили полный контроль над Берховским водохранилищем и отбили ещё часть позиций по направлению к Хромову и Богдановке. Южнее были возвращены ранее утраченные позиции у Клещеевки и Андреевки, оба села в серой зоне, высоты за противником. В целом задача ВС РФ здесь пока что снять давление на флангах и в первую очередь на стратегическую дорогу от Опытного. Для возвращения высот требуются иные силы.
6. ВСУ продолжают удерживать плацдарм на левом берегу Днепра в районе села Крынки, между Казачьими Лагерями и Новой Каховкой. Это уже не первая такая переправа, у Антоновского моста также сохраняется скромный контроль ВСУ, а кое-где шастают украинские ДРГ.
Такова реальность, сложившаяся после взрыва дамбы Каховской ГЭС и обмеления Днепра в нижнем течении. Стало легче переправляться (местами до километра). Российские передовые позиции остались «сзади», перенести их сложно из-за заболачивания местности и её «открытости». Зоны минирования местами не восстановлены. Были потеряны позиции на островах Поднепровья, которые теперь ВСУ используют в качестве перевалочных баз. Украинцы используют более высокий берег для оперативной коррекции ударов артиллерии и воздуха, правильно сосредотачивают огонь, имеют преимущество в дронах, фокусируют районы РЭБ. Всё это предопределяет потенциал локальных операций ВСУ на широком участке фронта, который не является для ВС РФ первостепенным.
7. В то же время ожидать большой операции ВСУ с переправой через Днепр не приходится, нужна совсем иная численность сил, возможность массово переправлять технику, контроль воздуха. При этом любое чуть более глубокое выдвижение украинских отрядов на правом берегу моментально сносится русской артиллерией. В целом, вся активность ВСУ здесь создана для отвлечения внимания, прежде всего, запорожского фронта, и без того вынужденного задействовать резервы этим летом. Теперь на этом участке работает Михаил Теплинский.
8. Активность противника на Запорожском фронте существенно снизилась. Идут ежедневные бои, но с гораздо меньшей активностью и интенсивностью, наличными силами, недостаточными для прорыва. Инициатива на всех участках перешла к ВС РФ, частично отбиты важные позиции, потерянные летом (Работино, Вербовое, Времевский выступ, успехи в Старомайорском, Пятихатках, под Приютным). Держать их в полуокружении в низинах для ВСУ очень тяжело. Кроме того, резервы ВСУ отсюда сняты и переброшены на другие направления. Именно здесь украинцы ощущают нехватку снарядов и техники.
9. Марьинка, Угледар – направления, сильно зависимые от потенциала авдеевской операции. Было некоторое продвижение к стратегически важной Новомихайловке, но затем бои перешли в позиционный формат. Были попытки зайти с севера от Угледара, через села вдоль речки Сухие Ялы. На Угледар будут давить, его контроль очень важен в том числе для организации жизни на большой территории ДНР, в том числе в Волновахе, на основной дороге и перспективном участке ж/д пути. Здесь ждут снарядов.
10. Сватово-Кременная-Купянск. Участок получил сильное подкрепление ВСУ, а ВС РФ, наоборот, его ослабили за счет переброски сил к Авдеевке, тем не менее, российская армия сохраняет инициативу, продолжая медленно выгрызать опорники на восточном берегу Оскола и жонглировать уничтожением переправ. Для ВСУ здесь тяжёлая история, в первую очередь по снабжению. Приходится держать большую группировку, оставить левый берег нельзя, а «кормить» его сложно. ВС РФ остаётся выбивать ресурсы противника.
11. Противник продолжает работать медийными диверсиями. Тяжело в пограничье, регулярные обстрелы, ДРГ. Ракетными атаками ВСУ пытаются выбивать ПВО, атакуют корабли ВМФ. Нанесён удар по судостроительному заводу им. Бутомы в Керчи, есть повреждения достраивающегося корабля проекта 22800, носителя «Калибров». С нашей стороны типичный набор целей: портовые мощности, аэродромы и склады, прилетает по всем городам, достаётся Одессе и Киевской области. Причем в основном используются БПЛА. Число ракетных атак резко сократилось (в 3-4 раза), как считается, Москва копит оружие для мощных ударов зимой
12. Общие потери ВСУ в ходе наступления, начавшегося с 4 июня, по данным Шойгу. Безвозвратные потери в людях - более 90 000 (убитые, пропавшие без вести, пленные). Безвозвратные потери в технике - около 600 танков, более 1900 ББМ (БТР, БМП, МРАП, БРЭМ, бронеавтомобили).
13. 410 тысяч новых контрактников набрали ВС РФ за период с начала года.
Печать