Статс-секретарь Экологической палаты России, председатель Общественного совета Росгидромета Вадим Петров в интервью для «Научно-образовательной политики» – об условиях устойчивого развития Арктической зоны России. - Насколько сегодня, по Вашему мнению, промышленные предприятия в Арктике вовлекают научное сообщество для решения своих задач?
- Комплексные научные исследования в Арктической зоне сегодня немыслимы без условного триединства бизнеса, государства и гражданской науки. И мы не понаслышке видим, как в решении сложных прикладных научно-исследовательских задач бизнес играет все большую роль, в том числе в вопросах исследования различных экосистем российской Арктики и проведения фундаментальных научных исследований совместно с научными организациями разного профиля. Яркими примерами являются выдающиеся научные результаты научных проектов Норникеля, Росатома, Роснефти и многих других.
Буквально несколько месяцев назад широкую общественную экспертизу проходили результаты научного проекта по концепции системы мониторинга СМП, которая была сделана по заказу Росатома и подоткнула к решению давно назревших государственных задач для АЗ РФ.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что корпоративный сектор – главный заказчик стратегически важных для АЗР РФ научных исследований, а современная коллаборация фундаментальной и корпоративной науки – это окно возможностей для устойчивой Арктики.
- На Ваш взгляд, арктические регионы сегодня являются привлекательными для студентов с точки зрения построения карьеры?
- Если мы возьмем последние анализы статистических данных и материалов социологических исследований по теме жизненных стратегий, проводимых в регионах, входящих в АЗ РФ, то, к сожалению, отмечается неуклонное снижение численности населения, преимущественно за счет миграционного оттока молодежи, что демонстрирует низкую удовлетворенность возможностями самореализации в различных сферах. Исключение составляет научная сфера в регионах новой волны освоения Арктики.
Напомню, что Россия в новой стратегии развития Арктики демонстрирует сегодня отказ от вахтовой модели освоения Севера в пользу комплексного социально-экономического развития, в том числе направленного на удержание и привлечение человеческих ресурсов, на повышение качества и уровня жизни населения.
Я уверен, что сегодня все регионы русского Севера, где ведутся большие арктические проекты – уникальные социальных и кадровый лифт для молодых специалистов. Они, безусловно, будут после такого опыта востребованы. Не могу не отметить роль арктической морской индустрии (прибрежная зона развития СМП, шельфовые морские проекты и пр.) – это будущие центры высококвалифицированного человеческого капитала для устойчивой Арктики.
Печать