Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о перспективах мирных переговоров между Москвой и Киевом.
У любого конфликта есть свои стадии. На этапе эскалации стороны привлекают все доступные им средства, привлекают все возможные ресурсы, чтобы одержать победу. Однако эти ресурсы не безграничны, и когда они подходят к концу, конфликт переходит в стадию кульминации, когда уже все понимают, что необходимо садиться за стол переговоров.
Нынешний конфликт все еще находится на стадии эскалации. Украинская сторона запрашивает и ждет усиления военной поддержки со стороны Запада, прежде всего, американские истребители F-16 и дальнобойные ракеты ATACMS, немецкие ракеты Taurus, и все еще надеется, что Россия откажется от целей СВО и вернется в границы 1991 года. Таким образом, в ближайшее время мирных переговоров ждать не стоит.
Вместе с тем, сегодня стадия эскалации конфликта на Украине находится на своем пике или даже прошла его. Очевидно, что надежды украинских политиков уже «в мае пить кофе на набережной Ялты» не оправдались. Никакого серьезного продвижения у ВСУ нет, а есть лишь локальные эпизодические успехи, как правило, временные, при этом сопровождающиеся для Киева огромными потерями в живой силе и военной технике, большую часть которой предоставляет ему Запад. В связи с этим западные союзники уже начинают сомневаться в том, что поставки нового оружия и техники принесут Киеву успех.
Так, по информации The Washington Post, ЦРУ в засекреченном докладе пришло к выводу, что Киев не достигнет успеха в ходе контрнаступления, в частности, не сможет достичь Мелитополя и перерезать сухопутный коридор через новые регионы. На этом фоне в Конгрессе США выросло число противников оказания Украине военной помощи. Конгрессмены не уверены, что наличие у Украины истребителей F-16 или оперативно-тактических ракетных комплексов ATACMS изменит ситуацию и «станет панацеей», отмечает The Washington Post.
Кроме того, что касается самолетов, то, по информации голландской The Netherlands Times, истребители F-16 могут быть предоставлены Киеву не ранее, чем через год, когда украинские пилоты пройдут необходимое обучение. А там, как говорится, или ишак помрет, или падишах.
Таким образом, военная поддержка Украины Западом в следующем году, по всей видимости, уменьшится, и это важный показатель того, что сегодня конфликт находится на пике стадии эскалации. Другой немаловажный показатель – явное изменение дискурса в западном политическом сообществе: с воинствующего «эта война должна быть выиграна на поле боя» в сторону все более частого обсуждения возможности мирного урегулирования.
Так, ранее генсек НАТО Столтенберг допустил возвращение к переговорному процессу после завершения украинского контрнаступления. Также президент Чехии Петр Павел не исключил, что мирные переговоры начнутся уже к концу этого года, а министр обороны Италии Крозетто заявил, что по Украине «может быть сделан политический выбор, определяющий окончание конфликта».
Не нужно также забывать, что украинская тема является одной из центральных в избирательных кампаниях кандидатов в президенты США. В частности, американское общество недоумевает, почему власти страны тратят на Украину десятки миллиардов долларов – причем безрезультатно, – а, к примеру, пострадавшие от пожаров на Гавайях совсем ее не получают. Основной оппонент Байдена Дональд Трамп неоднократно обещал в случае избрания урегулировать конфликт на Украине еще до своей инаугурации. У Байдена же остается не больше года, чтобы победить Россию на Украине, в противном случае ему придется перехватывать «миротворческую» инициативу у Трампа и принуждать Киев к переговорам с Москвой.
Таким образом, полагаю, что весной ВСУ предпримут последнюю серьезную попытку добиться успехов на фронте, и если к концу лета она провалится, конфликт с высокой долей вероятности перейдет в стадию кульминации, а стороны начнут подготовку к реальным переговорам.
Печать