Заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – о событиях из жизни советского летчика, современного художника и известной рок-группы. В августе 1941 года лётчик морской авиации Балтийского флота Иван Борзов, которому наскучили полёты на бомбардировщиках, решил продемонстрировать своему начальству навыки пилота-истребителя, чтобы добиться отправки на передовую. Для этого он угнал из мастерских самолёт И-16 и попытался исполнить на нём несколько фигур высшего пилотажа. Однако демонстрация закончилась драматично - топлива в баках было немного и истребитель рухнул на землю, едва не угробив незадачливого угонщика.
Борзова отдали под суд, а проводивший расследование комиссар бомбардировочной авиабригады Балтийского флота потребовал от председателя трибунала молодого военного юриста Фёдора Титова расстрельного вердикта, сославшись на недавний приказ Сталина, приравнивающий порчу военного имущества к бегству с поля боя.
В защиту подчинённого выступил командир полка, в котором служил нарушитель, полковник Преображенский. Он сообщил трибуналу, что Борзов был одним из лучших лётчиков полка, к тому же он получил боевой опыт пилотирования истребителей во время войны с Финляндией. Борзова тяготили полёты на бомбардировщиках, он искренне считал, что летая на истребителях, он принесёт гораздо больше пользы Родине. Лётчик регулярно подавал командиру полка рапорты о переводе, не Преображенский не давал им хода, пытаясь удержать ценного кадра. Именно командира полка пытался убедить в своей состоятельности как истребителя Борзов, угоняя самолёт для демонстрации воздушных кульбитов. И тот, чувствуя свою ответственность за жизнь и судьбу подчинённого, попросил трибунал провести расследование объективно и вынести по возможности мягкий приговор.
Председателю трибунала предстояло сделать нелёгкий выбор: пойти на поводу у начальства, и, вынеся расстрельное решение по делу, сохранить себе карьеру, или же спасти молодого, но уже опытного воина, способного принести ещё немало пользы Родине, и при этом, возможно, сильно осложнить собственное будущее. Сам лётчик попросил органы военного правосудия направить его на передовую, в противном случае любой другой приговор был бы ему безразличен.
В результате трибунал вынес решение о лишении Борзова свободы на 10 лет с отсрочкой приговора до окончания войны. По ходатайству начальства допускалось освобождение виновного от наказания в случае отличия в ходе боевых действий. Во внимание были приняты положительной характеристики обвиняемого, отсутствие умысла на порчу имущества и установленный расследованием факт неисправности топливного датчика в самолёте. Через год по ходатайству командования авиации Балтфлота Иван Борзов был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания, а 22 июля 1944 года командиру полка Ивану Борзову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1962 году Борзов был назначен командующим авиацией Военно-морского флота СССР. В 1972-м ему было присвоено звание маршала авиации, в первый и единственный раз на флоте. А гуманный председатель трибунала Фёдор Титов дослужится до звания генерал-майора юстиции.
70 лет назад, летом 1953 года, в Ленинграде у Ивана Борзова родился сын Юрий. После переезда в Москву Юру определили учиться в английскую спецшколу номер 19, где одним из его одноклассников был мальчик, которого звали Андрей Макаревич. Оба хорошо рисовали, оба интересовались современной музыкой и поэтому быстро подружились. Борзов познакомил Макаревича со своим приятелем Сергеем Кавагоэ и весной 1969 года они собрали первый состав пока ещё безымянной рок-команды. Название коллективу «The Time Machines» («Машины времени») придумал именно Борзов. Он был первым ударником «Машины», но поиграл в команде недолго.
После непродолжительной музыкальной карьеры Юрий Борзов посвятил свою жизнь изобразительному искусству и архитектуре. За долгую творческую жизнь художник написал немало вызывающих у публики живой интерес картин, героинями которых чаще всего становились обнажённые женщины. В 2018 году прошла единственная выставка художника под названием «Письма от незнакомых дам».
Сейчас Юрий Иванович в основном проводит время на собственной конюшне, и продолжает начатое в 1985 году дело жизни: он занимается поиском и перезахоронением солдат, погибших во время Великой Отечественной войны.
Печать