Ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Виктор Титов – об отношении государства к проблемам молодежи в свете событий вокруг неформального подросткового движения «ЧВК «Редан». Ну что, судя по всему, во всей этой неформальной движухе наступило затишье… То есть, у всех, кто желает, есть возможность проанализировать произошедшее. Еще раз внимательно посмотреть на кадры «побоища» в московском «Авиапарке», «облав» в питерской «Галерее» и поразмыслить на предмет того, что же это всё-таки было? Эпизод или тенденция? Органичная «проза подростковой жизни» (с ее нонконформизмом и прочими психологическими «заморочками») или манифест чудовищной
деградации современного общества? И конечно, задуматься над тем, какую роль в этом всём играет наша с вами суровая реальность – я сейчас подразумеваю не только и не столько политику, сколько весь тот негативный и абсолютно разрушительный психоэмоциональный фон, который доминирует в российском обществе уже достаточно длительное время.
И судя по всему, даже всё это психологическое напряжение по поводу СВО здесь не самый главный триггер и драйвер такого вот вполне себе «мультяшного» подросткового бунта. Поэтому разговоры про геополитическую подоплеку бросаний чизбургерами и стульями в фудкорте «Авиапарка» оставим совсем уж параноидальным «экспертам» и «общественным деятелям». Таких, кстати, на просторах You Tube набралось немало – и конечно, тут был маленький фестиваль конспирологии: «управляются из заграницы», «взорвать Россию изнутри», ЦИПсО и т.д., и т.п.
А когда
аналогичные выступления произошли на Украине и последовали задержания «редановцев» в белорусском Гомеле, то позиция любителей заговоров и прочих дворцовых интриг, отчасти, перестала выглядить совсем уж нелепой и экзотической… К тому же, ведь в названии «экстремистской группировки» есть и знаковая аббревиатура - ЧВК! Но я полагаю, что молодые неформалы всем нам быстро и доходчиво объяснят, что она расшифровывается как-нибудь типа «Челы Вконтакте», а не так, как подумали взрослые дяди и тети в следственных комитетах.
В общем, в свете всего этого у меня даже возник некий спортивный интерес: если охота за волосатыми «анимэшниками» на постсоветском пространстве продолжится такими же стахановскими темпами, как скоро наши эксперты приплетут сюда Байдена, ЦРУ и «Моссад»?!
Как не парадоксально, определенный политический контекст у всего происходящего был. Вернее, он появился, когда вмешался уважаемый А.И. Бастрыкин, а потом «чуждость» «Рёдана» нашим с вами скрепам подтвердил Кремль. Собственно, в том, что реакция государства на ситуацию вокруг «ЧВК Редан» была не адекватной, сходится большинство здравомыслящих людей, хоть как-то погруженных в предмет вопроса. А в защиту правоохранителей можно сказать лишь одно: мы пока не знаем всей фактуры событий. Суть происходящего – все эти телодвижения, задержания в «тэцэшках» - почему-то никто так и не захотел объяснить. Поэтому пока всё это выглядит странно: почти как наезд объединенной коалиции гопников-оффников-силовиков на анимешников…
Посудите сами, первые сначала «докапываются» до «редановцев», провоцируют конфликты, а потом приезжает полиция и «винтит»… этих самых смазливо-волосатых «редановцев».
В общем, в глубинной сути конфликтов, как и в содержании претензий Кремля, адресованных «ЧВК Рёдан», еще предстоит разбираться. Первое, что приходит на ум, – механическое (без выяснения, кто там прав и кто виноват) реагирование власти на неформальную самоорганизацию подростков, ибо «не положено», режим СВО как-никак… Второе предположение: некоторые люди во власти слишком уж ассоциируют себя с воображаемым «гопником», готовым, если что, и строго потребовать у проходящего мимо ребенка пояснений «за шмот», и кувалду в руки взять…
Не знаю, кому из власть имущих импонирует (и импонирует ли?) «гоповская» стилистика, но то, что российская власть слишком далека от проблем подростков, было очевидно и до всяких «авиапарков» с «галереями». И здесь уместно вспомнить, что с «околофутболом» в разных его субкультурных проявлениях российское государство предпочитает особо не враждовать. Публично, по крайней мере. Люди постарше ведь помнят и «тверскую» в 2002 году, и «манежку» в 2010-м, и визит Путина на могилу фаната Егора Свиридова. Здесь логика весьма прозрачна: «фанаты» и к ним примкнувшие, если что, могут за себя постоять в уличном баттле. Иное дело – анимешники: субтильно-депрессивные, слабо организованные и чуждые российским «скрепам». В общем, идеальный объект для фокусированной информационной и силовой атаки в целях устрашения подрастающего поколения. Но об этом аспекте
подробно написал коллега Николай Пономарёв.
А мы с вами в очередной раз можем констатировать грустную аксиому: не понимают наши руководители всех уровней российскую школоту. И не просто не понимают, а агрессивно транслируют это своё непонимание и неприятие. И искренне возмущаются тем, что ребята так вот запросто позволили себе «массово собираться» на улицах и в ТЦ - без всяких там указаний, согласований, контрольно-надзирающих «советников по молодежной политике» и прочих «разговоров о важном».
И это не понимание и тотальное неприятие со стороны власти, официального «государства» на всех его уровнях – как раз и есть главный момент, который сближает все слои и субкультуры российской молодежи. Что бы там в молодежной среде ни происходило, государству, на самом деле, глубоко параллельно. Единственная «красная линия» в этом вопросе - чтобы без всяких там локальных сборищ, «массовых акций в реале», если так можно выразиться. А вот если бы всё ограничилось отрезанием крашеных волос в туалете, драка случилась бы в подмосковной «заброшке» или был бы очередной баттл-срач-халевар в «телеге» - не думаю, что кто-нибудь из депутатов или маститых «общественников» обратил бы на это пристальное внимание. Ну, или обратил бы много месяцев спустя, если бы, не дай Бог, что-то пошло уж совсем как-то не так и…. в разных уголках России стали бы появляться бы десятки «анимешных» трупов: историю же с «китами», думаю, все помнят…
Итак, с сожалением признаем очевидное. И «рёданы», и «антирёданы» (оказывается, есть и такие!), и «оффники», и даже подрастающие «кузьмичи», то есть, все молодые россияне – сегодня намертво объединены одним обстоятельством: тотальным «игнором» со стороны власти. По существу, им всем в одинаковой мере просто нет места в смысловом пространстве современного российского государства. Да и само это смысловое пространство с его реминисцентно-назойливыми «скрепами», мягко говоря, не фонтан. Вот, как не пытались наши идеологи создать общероссийский «образ будущего», так ничего и не вышло… И не выйдет, господа. Помните, как пела вполне себе неформальная группа «Агата Кристи» в известной песне с непечатным названием (в котором есть запрещенное слово из пяти букв): «там, где страх, места нет любви».
Так вот, пока преобладающей социальной эмоцией у нас будет страх, пока вместо всяких там «образов будущего» будет рулить фрустрированное и блекло-бессмысленное «унылое настоящее» - о серьезной и эффективной «работе с молодежью» можно забыть. Пока логика нашей политической реальности инерционна, а во многом уже и откровенно инволюционна, молодое поколение россиян так и будет для государства той самой «заброшкой», которую хорошо бы, при первой же возможности, снести. Снести – и построить на ее месте что-нибудь гламурно-глянцевое, очередную «тэцэшку», например. А если не получается снести, то просто игнорировать: не замечать и обходить стороной. Обходить - с брезгливостью, озираясь и опасаясь, что из нее вылезут какие-то непонятные, неопрятные, маргинальные, длинноволосые и, вполне возможно, агрессивные персонажи … которые живут своей (а не вашей, господа депутаты и общественники!), «параллельной», жизнью, далекой от всех этих ваших геополитических баттлов, «сарматушек», проблем англиканской церкви и прочих «пентабазисов» с их традиционными ценностями.
Печать