Политолог, автор канала «KOAL KOAL» Мирильяс Агаев – о политических последствиях землетрясения в Турции.
Эксперты начали оценивать степень воздействия этой природной катастрофы на результаты выборов в Турции. Существует два мнения: трагические события объединят общество либо вокруг фигуры Эрдогана, либо вокруг оппозиции.
Однако мы считаем преждевременным сейчас отдавать предпочтение какому-либо варианту. Очевидно, что ситуация изменит контекст кампании на президентских выборах. Но определенности в характере изменений пока что нет.
Для Эрдогана – это шанс, потому что он может активировать свои козыри. Социальный консерватизм и помощь нуждающимся являются его классическими нарративами. Но есть проблемы. Рейтинг Эрдогана после природных катаклизмов уже падал летом 2021 г. Сейчас возможно повторение этого эффекта, так как доверие к режиму сильно пошатнулось, в том числе и среди ядерного электората президента. Это возможно, если в обществе обратят внимание на недостаточную готовность к землетрясениям и неэффективность борьбы с их последствиями.
Также важно подчеркнуть, что две пострадавшие провинции, Хатай и Адана, управляются мэрами-оппозиционерами. Они исключены из процесса коммуникации, демонстрируя особенность системы. Координация действий ведется через губернаторов, назначенных Эрдоганом. Это большая проблема, особенно для Хатая, так как эта провинция больше всего пострадала.
Для полноценной оценки необходимо дождаться формирования общественного мнения. Сейчас, по сути, введение политической деятельности в стране заморожено. Именно выбор обществом повестки будет влиять на положение основных политических блоков. По сути, все зависит от того, выпишет ли общество счет Эрдогану за эту трагедию.
Противоречивость ситуации создает то, что в политическом плане пострадали разные регионы. Три провинции (Адана, Диярбакыр, Хатай) ориентированы на оппозицию. Остальные районы традиционно считаются электоральной базой Партии справедливости и развития и их партнеров, но после 2019 г. оппозиция серьезно повысила свой рейтинг в них. Политика весов продолжается. На одной чаше находится сильный лидер и проблемная система, на другой – новизна и противоречия.
Печать