Политолог Агаев Мирильяс Азад Оглы - о том как кризис со вступлением Швеции в НАТО отразится на характере предвыборной кампании 2023 г. в Турции.Эпизод со вступлением Швеции в НАТО снова влияет на предвыборные расклады в Турции. Он произошел на фоне обсуждения даты выборов, поэтому появилась мысль о влиянии этого фактора на их итоги.
В эпоху эрдоганизма международные скандалы с участием Турции непосредственно перед выборами возникают не в первый раз. Перед конституционным референдумом 2017 г. случился дипломатический кризис между Турцией и Нидерландами. Поводом для него стали планы турецкого правительства по ведению предвыборной кампании в поддержку конституционных поправок на территории Нидерландов. Амстердам посчитал недопустимым проведение агитационных мероприятий представителями иностранных государств. Этот отказ Эрдоган активно использовал в своем дискурсе, однако оценка эффективности этого шага неоднозначна. С одной стороны, инициатива президента Турции, благодаря 51,4% голосов, все-таки была принята. С другой стороны, турецкая диаспора, проживающая в Западной Европе, показала феноменальный уровень поддержки Эрдогана в районе 60%-75%.
На чем основано предположение, что дипломатический кризис может повысить шансы Эрдогана на выборах 2023 г.?
За 22 года Партия справедливости и развития (AKP) смогла сформировать специфичную аудиторию, которая голосовала только за нее. Она объединяла разные сегменты электората, которые в 90-х голосовали за 3 партии. Модель «хватай всех» стала рецептом успеха Эрдогана. Однако постепенно избиратель стал разочароваться в партии. Электорально это проявилось трижды: по итогам парламентских выборов 2015 г., конституционного референдума 2017 г. и муниципальных выборов 2019 г.
После роста инфляции в 2022 г. этот тренд ускорился и привел к падению рейтинга AKP до 30%. Это стало возможным, так как партия стала терять поддержку своего ядерного электората – исламистов и консерваторов. Однако оппозиция не смогла убедить большую часть этих избирателей, поэтому они сомневались в своих действиях. Из-за экономических проблем эта группа населения не хотела голосовать за правящую партию, ввиду неоправданных ожиданий их поддержку не получила и оппозиция. Это удалось сделать только Хорошей партии, и то только частично.
В этой ситуации у AKP появился шанс. После перегрева интереса к оппозиции в октябре она начала возвращать поддержку своих избирателей. В их восприятии сейчас преобладает настройка о том, что только AKP умеет разговаривать с ним. Ранее разочарованный избиратель стал видеть, что Эрдоган все еще устойчив и начал верить в то, что каким-нибудь образом он выйдет из-за этого экономического кризиса. Активная внешняя политика по такому мнению может усилить этот козырь и обеспечить рост рейтинга до приемлемого для партии минимума в 37-38%.
Насколько этот шаг станет определяющим, пока неясно. Дело в том, что рост национализма является общим трендом для всей системы. Под него подстраивается и оппозиция. Это демонстрировалось и после очередного витка кризиса со вступлением Швеции в НАТО, поэтому мы отмечаем его ограниченное влияние для правящей партии.
Помимо этого, важно подчеркнуть, что для общества сейчас важнее внутренние вопросы. Экономика остается приоритетной проблемой. Большинство считает, что они вызваны внутренними причинами. Даже рост рейтинга AKP осенью 2022 г. был связан с этим фактором.
Сейчас содержание предвыборной кампании определяется внутренней логикой. Пока что не наблюдается перелома в сторону внешних причин. Это значит, что одного факта антитурецких акций не хватает, чтобы кардинально изменить ситуацию в пользу Эрдогана. Однако в условиях упорной борьбы, когда все будет решать лишние 1-2%, такой козырь может стать дополнением для правящей партии.
вы
Печать