Автор:
Проект "Чистая Арктика"
На мысе Челюскин, где сегодня находится станция Северного управления гидрометслужбы, волонтеры проекта "Чистая Арктика" отработали новую технологию эвакуации мусора из высоких широт. По аналогии с северным завозом ее назвали "северный вывоз": речь в первую очередь идет о десятках миллионов бочек из-под ГСМ, загрязняющих побережье Арктической зоны России от Архангельска до Чукотки.
…Вертолет медленно набирает высоту, на подвеске - сетка с десятками ржавых бочек. Для того чтобы поднять их, волонтеры вручную выкатывали бочки на вертолетную площадку - прямо на сетку, расстеленную на снегу. В каждой такой "авоське" вертушка поднимает за один раз по 50-80 штук тары. А на рейде этот груз поджидает ветеран Арктики - дизель-электроход ледокольного класса "Михаил Сомов". Кадрами спецоперации "Северный вывоз" поделились с "Российской газетой" представители проекта "Чистая Арктика": на борту "Сомова" пропитанное соляркой железо уже отправлено с мыса Челюскин в Архангельск, где его ждет утилизация.
А в целом за последние пять лет из Арктики, в том числе с Челюскина, вывезено более 400 тонн отходов, но это лишь малая часть ржавого наследия советского периода. Сегодня огромное количество этого металлолома, в том числе брошенной техники, угрожает арктической природе: остатки горючего отравляют почву и водоемы, а торчащие куски железа ранят моржей и медведей.
Еще недавно ржавую тару удавалось вывозить благодаря бизнесу: бочки переплавлялись, металл продавался, система работала. Но после 2022 года цены на металл резко пошли вниз, и освобождение Арктики от мусора с 2023 года приостановилось.
Волонтеры хотят сделать эту процедуру максимально эффективной, но и одновременно экологичной. Поэтому в основе технологии "Северного вывоза" - отказ от тяжелой техники, которая уродует тундру: "Волонтерский труд - ручной труд. Бочки нужно выкатывать - те, что можно доставить к вертолету вручную, - говорит руководитель проекта "Чистая Арктика" Андрей Нагибин. - Мы собираем бочки заранее, далее - вертолетом на судно. Казалось бы, "золотой груз", но на самом деле это не так. Если посчитать все убытки, ущербы и затраты на выставление тяжелой техники, то и с экологической точки зрения, и с финансовой будет дороже".
Эти рекомендации разработаны для труднодоступных территорий Арктической зоны России: убирать волонтеры предлагают в первую очередь те из них, где природе сегодня наносится реальный вред. Но ржавый утиль лежит не только здесь: тысячи тонн уже вывезены в порты Тикси, Анадыря, Певека, разрезаны в мелкую фракцию и ждут отправки на Большую землю. Только вот бизнес заниматься этим больше не хочет, так как старые бочки сейчас почти ничего не стоят. "Судовладельцы говорят, что обратный фрахт нужно оплачивать. Но на самом деле судно, которое идет по Севморпути, уже оплачено в оба конца. Другое дело, что судовладельцу невыгодно куда-то заходить и что-то брать на борт. Поэтому нужны варианты стимулирования, - считает Андрей Нагибин. - Помните, мы в детстве бутылки сдавали из-под кефира и получали какую-то копеечку. Так же должна работать и эта система, чтобы судовладелец был заинтересован".
Допустим, судно встает на рейде, а чтобы не тратить время на причаливание, принимает металлолом малым судоходным транспортом: плашкоутами, в том числе самоходными. Такой способ позволит собирать "бутылки из под кефира" со всех береговых территорий и отвозить их на Большую землю для утилизации. Но для этого, как считают в "Чистой Арктике", нужна законодательная инициатива от всех десяти арктических регионов, чтобы поддержать бизнес преференциями и не растягивать большую уборку высоких широт еще на одно столетие.
Тем временемПрибрежная Арктика с высоты не белая, как принято считать, а ржаво-белая. В следующем году волонтеры планируют провести оценку накопленного мусора и определить, какая его часть требует первоочередной отправки на Большую землю. С учетом того, что около 20% бочек вовсе не пустые и по-прежнему заполнены ГСМ, они требуют особого подхода при утилизации.
Печать